• Жизненные события, значимые для учащихся IX классов

    Август 07, 2016 Нет комментариев

    Ученицы IX классов по сравнению со всеми девочками исследуемого возрастного промежутка достоверно чаще (р<0,05) называли следующие факторы: «Стычки с родителями» (18) и «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (23) и достоверно реже (р<0,01)-«Потеря любимого домашнего животного» (10). Ученики IX классов достоверно реже указывают следующие жизненные события, вызывающие стресс: «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7), «Потеря любимого домашнего животного» (10) (р<0,01), «Ссоры с братом или сестрой» (24) (р<0,05) по сравнению со всеми мальчиками-подростками. Учащиеся IX классов по сравнению со всеми учащимися указанного возрастного диапазона достоверно чаще (р-:0,01) называли фактор «Стычки с родителями» (18) и достоверно реже-«Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7) и «Потеря любимого домашнего животного» (10).

    Учащиеся IX классов чаще (р<0,05) указывали пункты «Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе» (5) и «Стычки с родителями» (18) по сравнению с учащимися V классов, которые чаще (l><0,01) называли в качестве стрессоров следующие факторы: «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7), «Потеря любимого домашнего животного» (10), «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка)» (11), «Разрыв отношений с другом или подругой» (13), «Получение травмы или болезнь» (17).

    На наш взгляд, ситуация в IX классах обусловлена тем, что выросли требования к знаниям, навыкам и умениям, которые должен демонстрировать подросток. IX класс является выпускным для многих школьников, поэтому усиливается их тревожность, связанная с получением отметок. В IX классе увеличивается количество предметов, по которым у подростков имеются пробелы в знаниях и по которым необходимо сдавать экзамены. Все это делает проблему неуспеваемости к IX классу наиболее актуальной. Помимо этой проблемы приобретает большое значение, становясь с возрастом наиболее актуальным и осознаваемым, следующий стрессор: ссоры и конфликты подростков с родителями, что обусловлено все возрастающим чувством взрослости и невозможностью его удовлетворения.

    Сопоставление общих показателей для мальчиков V-IX классов и девочек того же возраста показало, что девочки достоверно чаще, чем мальчики, (р<0,01) указывали на следующие факторы: «Потеря любимого домашнего животного» (10), «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка)» (11), «Разрыв отношений с другом или подругой» (13), «Стычки с родителями» (18), «Чрезмерная худоба, слишком высокий или низкий рост» (20), «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (23), «Знакомство с новыми друзьями» (30). Представленные результаты свидетельствуют о том, что девочек-подросгков больше, чем мальчиков того же возраста, волнуют проблемы межличностного общения: сопереживание горю близких им людей, семейные конфликты, потеря любимого домашнего животного, а также внешний облик.

    Сравнение показателей учащихся VI и VII классов показало, что учащиеся VI классов достоверно чаще называли в качестве значимых факторы стресса «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7), «Потеря любимого домашнего животного» (10) (р<0,05) и «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (2 М (р<0,01). При сравнении этих показателей с показателями учащих! и

    VIII классов обнаружены достоверные отличия в значимости для под ростков следующих факторов: «Плохой результат экзамена или итот вой письменной работы» (7), «Стычки с родителями» (18) (р<0,01), л также «Потеря любимого домашнего животного» (10), «Потеря родит лей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого под ростка)» (11), «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (23) (р<0,05) и «Знакомство с новыми друзьями» (30). При этом факторы «Плохой результат экзамена или итоговой письменной рабо ты» (7), «Потеря любимого домашнего животного» (10), «Перемены по внешнем облике (например, появление очков)» (23) чаще называли и качестве значимых учащиеся VI классов, а факторы «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подрос i ка)» (11), «Стычки с родителями» (18)-учащиеся VIII классов.

    С учащимися VI классов по сравнению с девятиклассниками досто верно чаще (р<0,01) происходят такие жизненные события, вызываю щие стресс, как «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7) и «Потеря любимого домашнего животного» (10). А у дс вятиклассников чаще (р<0,01) по сравнению с учащимися VI классов происходят «Стычки с родителями» (18). Учащиеся VIII классов досто верно чаще (р<0,01) учащихся VII классов называли факторы «Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе» (5), «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не само го подростка)» (11), «Стычки с родителями» (18), а также «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (23) и «Знакомство с новыми друзьями» (30) (р<0,05).

    Если же сравнивать учащихся IX и VII классов, то, как показали расчеты, семиклассники достоверно чаще называют в качестве значимых стрессоры «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы» (7) (р<0,01) и «Ссоры с братом или сестрой» (24) (р<0,05). Учащиеся

    IX классов чаще (р<0,01) по сравнению с учащимися VII классов называли факторы «Стычки с родителями» (18) и «Перемены во внешнем облике (например, появление очков)» (23). При сравнении показателей VIII классов с показателями IX классов было обнаружено, что с учащимися VIII классов достоверно чаще происходят следующие жизненные события, вызывающие стресс: «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка)» (11), «Ссоры братом или сестрой» (24) (p<0,05), а также «Знакомство с новыми друзьями» (30) (р<0,01).

    Таким образом, для мальчиков в качестве наиболее часто упоминаемых стрессоров на одно из первых мест (третье) по сравнению с девоч — | тми вышла «Неуспеваемость по одному или нескольким предметам», а ыкже «Плохой результат экзамена или итоговой письменной работы», Н| есть проблемы, связанные с обучением и сдачей экзаменов. На наш ШГЛЯД, это связано с тем обстоятельством, что ожидания учителей, родителей и других взрослых относительно поведения и возможностей в обучении их детей в зависимости от пола различны. Так, считается, что девочки должны быть более прилежными и воспитанными, чем мальчики. Следовательно, низкие отметки, получаемые в школе мальчиками, мызывают, по-видимому, в V-IX классах меньше конфликтов и нареканий, чем получение такой отметки девочкой. К IX классу в большинстве случаев складывается следующая ситуация: на фоне неполноты и пробелов в жаниях у многих мальчиков возникает проблема со сдачей экзаменов за курс базовой школы и, следовательно, вступительных экзаменов в профессионально-технические училища и техникумы. Возрастная динамика воздействия осознаваемых стрессоров у подростков имеет следующую тенденцию: у пятиклассников выявлена относительно низкая степень воздействия осознаваемых стрессоров, у учащихся VI-VIII классов-повышение и стабилизация степени воздействия осознаваемых факторов стресса, а затем ее возрастание в IX классах. При этом количество де- вочек-подростков с высокой степенью воздействия стрессоров, обучающихся в V — IX классах общеобразовательной школы, больше (при уровне значимости р<0,01), чем мальчиков-сверстников.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...