• Задачи «Социально-психологического тренинга»

    Август 15, 2016 Нет комментариев

    Подросткам, называвшим стрессоры, связанные с проблемами в общении, мы предлагали участие в «Социально-психологическом тренинге».

    Задачами «Социально-психологического тренинга» являлись:

    • эмоциональная поддержка подростков, имеющих проблемы в общении;

    • повышение психологической компетентности подростков;

    • изменение отношения к проблеме — ее переформулирование;

    • осознание успешности применяемых способов преодоления

    воздействия стрессоров, обучение подростков эффективным

    способам преодоления.

    Т. к. в работе тренинговой группы изъявило желание участвовать 12 девочек-подростков с проблемами разной направленности (ссоры со сверстниками и родителями), было произведено разделение подростков на две разные группы. В первую группу объединились девочки (6 человек), назвавшие ссоры со сверстниками в качестве основного фактора стресса. В качестве способов преодоления стрессоров во время ссор со сверстниками подростками во время индивидуальной беседы назывались проблемно ориентированные способы-«Планомерное разрешение проблем» (4 человека), «Поиск социальной поддержки» (3 человека); эмоционально ориентированные способы-«Избегание» (4 человека), «Дистанцирование» (3 человека).

    Во вторую группу входили девочки-подростки (6 человек), у которых в качестве стрессоров выступали проблемы с родителями: ссоры с отцом, уход матери из семьи к другому человеку, ссоры с матерью, ссоры с обоими родителями. Во время ссор с родителями девочками — подростками использовались следующие способы преодоления воздействия стрессоров: эмоционально ориентированные способы-«Избегание» (4 человека), «Дистанцирование» (3 человека), «Принятие ответственности» (1 человек); проблемно ориентированные способы-«Планомерное разрешение проблем» (2 человека), «Поиск социальной поддержки» (2 человека). Подростков, применявших в качестве способа преодоления стресса «Попытку разрешения проблемы», не удовлетворил итог когнитивных и поведенческих усилий по преодолению воздействия стрессора, связанного с ссорами с родителями. Что же касается социальной поддержки, то 2 девочки-подростка искали ее у подруг-ровесниц.

    Способами профилактики и преодоления воздействия стрессоров в процессе групповой работы выступали обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, «эмоциональной грамотности», самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитию навыков экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы, оказанию и получению эмоциональной поддержки, изменению отношения учащихся к проблеме. Вместе с тем с подростками обсуждалась успешность способов преодоления стресса, применяемых ими для решения заявленной проблемы, осуществлялось обучение школьников эффективным способам преодоления. Таким образом, в ходе работы «Социально-психологического тренинга» были решены поставленные нами задачи.

    Однако не все девочки-подростки посещали тренинг в течение всех 10 запланированных занятий. Так, Инна Л. посетила только три занятия в тренинговой группе, после чего отказалась от групповой формы работы. Более подробно работа с Инной описана ниже.

    Кроме работы в системе тренинга нами был организован «Клуб любителей литературы», деятельность которого распространялась на широкий круг проблем-от изучения межпредметных связей, организации посильной социальной поддержки различным категориям населения (инвалиды, участники ВОВ, дети-сироты) до внедрения элементов психотренинга. Как свидетельствуют различные источники, расширение позитивных межличностных связей, а также оказание помощи более слабым нуждающимся в ней людям способствует успешному преодолению воздействия как кратковременных, так и длительных стрессоров. При этом у оказывающего помощь человека улучшается эмоциональное состояние, растет уверенность в собственных силах и способность справиться с вызовами, предъявляемыми жизнью [21; 103; 195]. Важной для подростков в работе «Клуба любителей литературы» была возможность обучаться эффективным способам преодоления стресса путем наблюдения за различными жизненными явлениями. В результате анализа действий литературных героев происходил процесс осознания своих и чужих проблем.

    Задачами «Клуба любителей литературы» были:

    • помощь подросткам в выборе эффективных способов преодоления факторов стресса на примере литературных героев;

    • изменение отношения подростков к проблеме, переформулирование ее;

    • обучение подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров.

    «Клуб любителей литературы» был создан нами в СШ №3 г. Соли- горска. Клуб имел свою эмблему и девиз, который состоял из строк: «Читайте книги, встречайтесь с друзьями». В начале деятельности клуба подростками экспериментальной группы, изъявившими желание в нем участвовать, (с нашей помощью) планировались заседания, распределялись должности, определялась область применения сил каждого.

    В заседаниях клуба принимало участие 10 подростков (9 мальчиков, 1 девочка), которые в качестве фактора стресса назвали ссоры с учителями. Способами преодоления воздействия стрессоров у этих учащихся являлись эмоционально ориентированные стратегии: «Избегание» (7 мальчиков и 1 девочка), «Дистанцирование» (4 мальчика), «Позитивная переоценка» (1 мальчик); проблемно ориентированные стратегии преодоления: «Противоборство» (1 мальчик), думали над решением проблемы 2 мальчика-подростка. Ни один подросток из данной группы не назвал в качестве способа преодоления стресса «Поиск социальной поддержки».

    При выборе методов работы мы придерживались мнения о том, что основным подходом к организации литературного клуба и при совершенствовании умений и навыков, способствующих эффективному преодолению воздействия стрессоров, является деятельностный подход, т.к. формирование человека происходит прежде всего в процессе его собственной активной деятельности [146]. В темы, предлагаемые учащимся на заседаниях клуба и предусмотренные школьной программой для VI класса, мы включили чтение и обсуждение книг, герои которых удачно преодолевали жизненные трудности (А. Гайдар «Тимур и его команда», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»). Кроме этого, на заседаниях клуба изучались литературные произведения, герои которых выбирали страдания или смерть, но отстаивали свои нравственные принципы, защищали Родину («Песня про купца Калашникова…» М. Ю.Лермонтова, «Иван Сусанин» К. Ф.Рылеева, «Сын полка» В. П.Катаева). В работе над вышеперечисленными литературными произведениями использовались идеи, изложенные в трудах Л. Н. Рожиной [140,141].

    Приведем пример одного из заседаний клуба. Подросткам было заранее дано задание прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и записать вопросы и впечатления, которые возникли в ходе прочтения книги. Заседание клуба проходило следующим образом.

    1. Приветствие членами клуба друг друга, обмен впечатлениями

    о проведенном дне, запомнившихся сегодня событиях. Описание своих трудностей (если возникли) и способов борьбы с ними.

    2. Обсуждение книги. В ходе дискуссии стало ясно, что учащимся достаточно сложно представить себе те трудности и испытания, которые пережили герои повести и реальные люди, прошедшие войну. Но подвиг летчика Алексея Маресьева у всех вызвал восхищение. Учащимся были заданы следующие вопросы: могут ли происходить

    в реальной жизни подобные события? Как современные люди справляются с постигшим их горем? (Сравните их поведение с поведением жителей сгоревшей деревни, среди которых были и дети, а также с действиями раненых бойцов из госпиталя). Можем ли мы сами оказать реальную помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию? Как часто мы приходим на помощь своим друзьям, одноклассникам, родителям, старикам на улице?

    3. Рассказ о прототипе Алексея Маресьева-реальном человеке, нашем земляке, ветеране Великой Отечественной войны.

    4. Рисование учащимися запомнившихся эпизодов повести.

    Проведение выставки рисунков.

    5. Подготовка к инсценировке отрывка повести. Учащиеся выбрали понравившийся им эпизод (встреча А. Маресьева с детьми).

    Принятие решения показать инсценированный отрывок повести в других параллельных классах.

    6. Визуализация. Подросткам предлагается представить лес в разное время года. Обсуждение (как чувствовали себя, возникало ли чувство тревоги?).

    7. Рассказ учителя о детях, которые во время войны остались сиротами. Современные сироты.

    8. Выводы и закрытие заседания. Принятие группового решения посетить детский дом и оказать посильную помощь детям, проживающим там. Кроме этого, учащиеся изъявили желание встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Назначение ответственных за приглашение.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...