• Юность — возраст неадекватного самовосприятия

    Июль 22, 2016 Нет комментариев

    Вашему ребенку, вступающему в юношеский возраст, необходимо объяснить суть неадекватного самовосприятия и предупредить о его пагубном влиянии. Ваши дети должны понять, что неадекватное самовосприятие вовсе не является чем-то неизбежным и присущим только им. Они должны относиться к нему, как к очень распространенному и временному явлению. «Практически каждый подросток страдает от неадекватности самовосприятия, — скажете вы своему ребенку, — и ты тоже можешь пройти через эту стадию. Помни, что кризис самооценки — это всего лишь особенность твоего взросления, и не нужно делать из него далеко идущих выводов».

    Я убежден, что нужно говорить со своими детьми о ложных ценностях общества. Если ваш ребенок знает, что именно может вызвать душевную боль, он сможет заранее принять меры. И наоборот, подросток, которому никогда не говорили о причинах кризиса самовосприятия, не готов к неожиданным потрясениям. Такого быть не должно.

    Дети должны смотреть на кризис самовосприятия как на очень распространенное и временное явление.

    Юность — это возраст конформизма

    Стремление присоединиться к какой-нибудь группе или организации особенно сильно в юношеские годы. Группам подростков присуща тоталитарность. Если в группе принято носить только определенного стиля майки или кроссовки, то горе тому из членов этой группы, кто так не поступает. Каждый подросток знает, что избежать насмешек можно только одним путем — всегда соглашаться с мнением своей «стаи». Подросток, сомневающийся в собственных силах, не рискнет игнорировать мнение большинства даже в мелочах.

    Влияние сверстников наглядно демонстрируется результатами исследования Рут Беренда. Она и ее помощники поместили десять подростков в отдельной комнате и сказали им, что будут исследовать их уровень восприятия информации, или, иначе говоря, насколько хорошо они понимают команды. Исследователи показали подросткам карточки, на которых были нарисованы три линии. Эти линии, помеченные буквами А, Б и В, были разными по длине. На одних карточках линия А была самой длинной, в то время как на других самыми длинными были линии Б и В. Подростки должны были поднимать руки, когда палец исследователя показывал на самую длинную линию. Указания были простые и неоднократно повторялись: «Поднимайте руки, когда мы будем показывать на самую длинную линию».

    Однако один подросток не знал, что остальных участников эксперимента заранее попросили поднимать руки только тогда, когда исследователь указывал на вторую по длине линию. Цель состояла в том, чтобы исследовать феномен конформизма, или влияния группы на отдельного человека.

    Когда девять подростков в этом эксперименте поднимали руки при указании на среднюю линию, десятый, как и следовало ожидать, оглядывался вокруг, какое-то мгновение пребывал в растерянности, а затем тоже поднимал руку. Условия опыта повторялись, затем исследователи показывали другие карточки. И раз за разом десятый, непосвященный в секрет эксперимента подросток указывал не на самую длинную линию только потому, что ему не хватало смелости бросить вызов остальным. Этот типичный признак конформизма был выявлен в 75 процентах проведенных экспериментов. Беренда пришла к выводу, что «многие предпочитают быть как все, а не правдивыми», и я с этим совершенно согласен.

    Желание примкнуть к группе возникает даже у тех, кто в силу разных обстоятельств не такие, как все. Я знал одну слепую пятнадцатилетнюю девочку, которая упорно не признавала себя инвалидом. Она отказывалась от помощи специального учителя, которого школа была готова ей предоставить, и родители не могли убедить ее пользоваться белой тростью для слепых. Всем ученикам было совершенно очевидно, что она не такая, как они, но для нее было мучительно осознавать свою исключительность. Однажды я заметил, как она шла на урок по коридору с поднятой головой, как будто видела, куда идет. Прежде чем я смог ее остановить, она врезалась в колонну. Однако тот случай не убедил ее в необходимости пользоваться тростью, поскольку трость не нужна остальным подросткам.

    В другой раз я общался с родителями второклассника, имевшего слабый слух. Он упорно отказывался от слухового аппарата, предпочитая оставаться глухим, но не отличаться от остальных. В самом деле, конформизм очень распространенный феномен среди детей. Даже взрослые под влиянием средств массовой информации поддаются искушению поделить людей на «своих» и «чужих». Длина юбок и волос, ширина галстуков — что нас только не заботит, когда мы хотим быть «своими».

    Сильное влияние подростковых и молодежных групп является одной из причин конфликтов в отношениях между поколениями и ослабления влияния родителей. Мне доводилось видеть родителей, испытывающих неподдельную боль от того, что их ребенок, как им казалось, «отбился от рук». «Чтобы подарить жизнь моему малышу, я сама чуть не умерла, — сказала мне одна мать, — и вот теперь, когда он подрос, ему даже стыдно, что другие его видят вместе со мной». Ей нужно понять: для подростков, испытывающих сильное желание быть взрослыми, всякое напоминание о том, что они еще дети, просто невыносимо. Когда, например, их видят в пятницу вечером с «папочкой и мамочкой», им в этот момент хочется провалиться сквозь землю. Дело не в том, что им стыдно за своих родителей, их просто смущает роль зависимых от родителей детей. Поэтому родители поступят мудро, если с пониманием отнесутся к этому проявлению взросления своих детей и не будут сильно переживать.

    Моя мама очень хорошо это понимала и умело использовала в своих целях. Когда я учился в девятом классе, я обнаружил, что в школе куда приятнее валять дурака, чем учиться. В течение всего учебного года я много развлекался на уроках, смеялся и раздражал своих учителей. Но свою маму я одурачить не смог. Она узнала о моем поведении. И вот однажды она сказала мне: «Я знаю, чем ты занимаешься в школе. Я знаю, что ты много играешь и мало занимаешься учебой. Однако я решила в это не вмешиваться. Я не буду тебя наказывать, читать нотации, не буду обращаться за помощью к учителям. Но каждый раз, когда мне позвонят из школы и пожалуются на тебя, я не отойду от тебя ни на шаг весь следующий день. Я пойду с тобой на все уроки, буду сидеть с тобой за одной партой и весь день держать тебя за руку! Запомни, что я тебе сказала».

    Хотите верьте, хотите нет, но со следующего дня я стал другим человеком! Для меня было бы неслыханным позором, если бы мама ходила со мной по школе. Учителя не могли взять в толк, отчего мое поведение вдруг так резко переменилось и не ухудшалось во второй половине учебного года.

    Очень важно, чтобы ваш ребенок, вступающий в юношеский возраст, знал о влиянии подросткового коллектива еще до того, как оно достигнет своего пика. Возможно, когда-нибудь ему предложат сесть в машину приятели, которые приняли героин. Ваша подготовка не гарантирует того, что у него хватит смелости отказаться и остаться в одиночестве. Но если он будет знать, насколько сильно влияние стаи на ее членов, в нем, возможно, пробудится желание поступать по собственному разумению, а не по воле других. Поэтому я бы посоветовал вам прочитать и обсудить этот раздел книги вместе с вашим ребенком, когда ему исполнится десять-одиннадцать лет.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...