• Выявление степени воздействия и значимости стрессоров для подростков

    Август 04, 2016 Нет комментариев

    Напомним, что с целью изучения степени воздействия на подростков стрессоров и факторов стресса, осознаваемых учащимися V-IX классов, была использована оригинальная «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс». Степень воздействия осознаваемых стрессоров (высокая-300 и более баллов, средняя-200-299 баллов и низкая-0-199 баллов) определялась по общей сумме баллов, полученных при подсчете оценок жизненных событий, вызывающих стресс, отмеченных подростками.

    Достоверность событий, произошедших с подростками, устанавливалась в процессе беседы с классными руководителями. Кроме того, классные руководители опрашивались по поводу эмоциональных состояний, которые демонстрируют учащиеся в процессе взаимодействия с ними в условиях общеобразовательной школы (выборочно). В процессе подобных бесед были получены следующие результаты:

    • наличие кризисных жизненных ситуаций, которые отмечали

    в процессе опроса учащиеся, было подтверждено преподавателями во всех случаях;

    • классные руководители наблюдали тяжелое эмоциональное состояние у подростков, которые получили при подсчете результатов заполнения «Шкалы…» высокую степень воздействия стрессоров.

    Качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных представлен ниже отдельно для результатов, полученных по всей выборке и по каждому классу, а также для результатов мальчиков-подростков и девочек того же возраста по всей выборке и по каждому классу.

    Степень воздействия осознаваемых стрессоров (высокая, средняя и низкая) рассматривалась на выборке 1013 учащихся (480 девочек, 5 33 мальчика) V-IX классов с применением критерия Фишера. Указанный

    критерий описан во многих руководствах [37; 133] и предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. В качестве исследуемого эффекта выступали различные степени воздействия стрессоров на подростков. Критерий позволил оценить достоверность различий между процентным соотношением результатов двух выборок, в которых был зарегистрирован эффект. Нормальное распределение полученных результатов было проверено в компьютерной версии программы «Excel».

    Было выявлено, что большинство учащихся подросткового возраста (785 человек, что составило 77,49% от общего числа респондентов) имеет высокую степень воздействия осознаваемых стрессоров, причем число девочек с такими показателями оказалось большим (405 человек, что составило 79,17%), чем число мальчиков того же возраста (380 человек, что составило 75,98 % от общего числа респондентов).

    При сопоставлении показателей воздействия осознаваемых стрессоров достоверные различия обнаружены среди результатов учащихся V классов с общими показателями всех учащихся с V по IX класс и показателей учащихся IX классов с общими показателями.

    В группах подростков с низкими показателями воздействия осознаваемых стрессоров процент учащихся в V классах достоверно (р<0,01) выше, чем процент учащихся в целом по общим показателям. Количество учащихся, имеющих низкую степень воздействия осознаваемых стрессоров, в IX классах меньше (р<0,05), чем количество учащихся с такой же степенью воздействия осознаваемых стрессоров по общим показателям для указанных возрастных групп. Более того, количество учащихся, имеющих высокую степень воздействия осознаваемых стрессоров, в IX классах выше (р<0,05), чем количество учащихся с такой же степенью в V-IX классах в целом. Достоверных различий воздействия осознаваемых стрессоров не обнаружено при сопоставлении показателей учащихся VI, VII и VIII классов с общими показателями по всем обследованным классам.

    В группах учащихся со средней степенью воздействия осознаваемых стрессоров достоверных отличий не обнаружено ни между мальчиками и девочками, ни между подростками разных возрастных групп. Таким образом, самая низкая степень воздействия осознаваемых стрессоров выявлена у подростков V классов (р<0,01), повышение степени воздействия осознаваемых стрессоров и ее стабилизация наблюдались у учащихся VI-VIII классов, а затем происходило резкое ее увеличение в IX классах (р<0,05) (рис. 3).

    Исходя из вышеизложенного можно предположить, что на увеличение степени воздействия осознаваемых стрессоров в IX классах влияет стоящая перед подростками задача самоопределения и грядущие экзамены. Это противоречит распространенному мнению о том, что при переходе учащихся в V класс, связанном с началом подросткового возраста, психическое напряжение ребенка усиливается. Например, большое сравнительно с другими возрастными группами количество учащихся V классов имеет низкую степень воздействия осознаваемых стрессоров. Возможно, однако, что степень психического напряжения учащихся V классов растет в сравнении с показателями воздействия стрессоров на детей младшего школьного возраста и поэтому требует от психологической службы и педагогов более пристального внимания к учащимся именно в этот период. С помощью критерия Фишера был проведен сравнительный анализ показателей воздействия стрессоров для мальчиков и девочек V-IX классов. Приведем таблицы и построенные на их основе круговые диаграммы, в которых отображены общие показатели воздействия осознаваемых стрессоров по «Шкале жизненных событий, вызывающих стресс», а также показатели отдельно для мальчиков и девочек-подростков по каждому из V-IX классов (рис.4-10). Результаты диагностики показали достоверные (р<0,05) различия между мальчиками и девочками по высокой, средней и низкой степени воздействия осознаваемых стрессоров. Так, при подсчете данных диагностического материала были обнаружены достоверные (р<0,05) различия между мальчиками и девочками, имеющими низкую степень воздействия осознаваемых стрессоров в V классах (число девочек-подростков с низкой степенью воздействия осознаваемых стрессоров меньше, чем мальчиков того же возраста). В VI и VII классах различия между мальчиками и девочками по степени воздействия стрессоров оказались недостоверными. В VIII классах были обнаружены достоверные (р<0,05) различия между мальчиками и девочками с высокой степенью воздействия осознаваемых стрессоров (количество девочек с высокой степенью воздействия стрессоров больше, чем мальчиков). Различия между мальчиками и девочками были выявлены и в IX классах. Число девочек с низкой степенью воздействия осознаваемых стрессоров (р<0,05) меньше, чем мальчиков. Число девочек с высокой степенью воздействия стрессоров (р-Д,01) больше, чем мальчиков. Полученные данные свидетельствуют о том, что девочки-подростки в большей мере переживают воздействие стрессоров, чем их сверстники-мальчики. При сравнении показателей девочек-подростков с V по IX классы с общими показателями девочек V-IX классов критерий Фишера показал, что достоверные различия существуют лишь при сравнении показателей воздействия осознаваемых стрессоров на девочек IX классов с общими показателями. Различия с уровнем значимости р<0,01 обнаружены в группах девочек IX классов с низкой степенью воздействия стрессоров при сравнении их с общими показателями для девочек. Процент девочек с низкой степенью воздействия стрессоров в IX классах достоверно ниже, чем процент девочек в V-IX классах с такой же степенью. Процент девочек с высокой степенью воздействия стрессоров достоверно выше в IX классах (р<0,05), чем процент девочек с такой же степенью воздействия стрессоров, во всех остальных возрастных группах девочек. Для мальчиков-подростков при сравнении каждой возрастной группы с общими показателями достоверных различий ни по одной из степеней воздействия стрессоров не обнаружено. При сравнении общих показателей мальчиков-подростков и для девочек одного и того же возраста были выявлены различия по группам с высокими и низкими показателями воздействия стрессоров. Это свидетельствует о том, что с возрастом у девочек усиливается тенденция повышения степени воздействия стрессоров, которая достигает к IX классу наивысшей точки по сравнению с теми же показателями в V—VI11 классах, а также с показателями мальчиков — подростков и общими показателями.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...