• ВВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ

    Сентябрь 03, 2016 Нет комментариев

    ПЕДАГОГИКА всегда была частью существующих общественных отношений или, если угодно, теории, господствующей в данной культуре. Речь идет о совокупности неких рецептов, как сделать так, чтобы человек стал существом социальным, то есть впитал в себя проповедуемые тем или иным учением ценности, принципы, взгляды и сведения о мире. Цель воспитания и заключается в формировании индивида как полноценного члена общества. В условиях демократии, когда общество терпимо относится к различным учениям, не существует единого образа «полноценного» индивида. Там же, где правда всего одна, един и образ идеальной или, по меньшей мере, наиболее совершенной личности. Так что в мире существуют места, где задачи воспитания сводятся к созданию послушного гражданина. Составной частью педагогических устремлений, стало быть, является и некий идеал личности, формируемый в ходе воспитательного процесса. Само собой, имеется ряд методов и подходов, посредством которых проще всего достичь желаемого результата.

    Кроме того, система воспитания через наших родителей и резного рода институты воплощена в Родителе внутри нас. Именно этим эго-состоянием определяется «образ истинного гражданина», так, как он подавался в кругу нашей семьи и вообще теми взрослыми, которые нас воспитывали. Наш Родитель руководит нами в том, какими мы должны быть, что должны думать о себе и о мире, чтобы считаться достойными гордого звания «Человек», а также учит нас, как любить себя И быть любимыми другими людьми. Прежде чем мы углубимся В рассуждения по поводу того, что за последние полвека воспитанные у нас поколения сумели привнести в жизнь благодаря упомянутому процессу, давайте сыграем в одну небольшую игру:

    Приготовьте бумагу и карандаш. Устройтесь поудобнее: прилягте или расположитесь в кресле, на спинку которого можно опереться головой. Наверное, положение сидя даже более приемлемо, хотя бы потому, что для записи не нужно будет приподниматься.

    Совершим маленькое воображаемое путешествие в детство. Медленно и спокойно погрузитесь в воспоминания о том, что и как происходило в то время, когда вы были маленькими. Дайте полную волю ассоциациям. При желании можете задать себе вопрос: «Что чаще всего говорили мне родители?» Спокойно дождитесь, пока в голову начнут приходить ответы. Если с первой попытки достичь успеха не удастся, повторите вопрос. Совершайте эти действия без насилия над собой, без подключения воли, то есть упорного желания любой ценой что-нибудь вспомнить. Просто ждите, что произойдет, что воскреснет в памяти. Если будет настроение, запишите припомнившиеся факты. Затем можно продолжить воспоминания и снова зафиксировать результаты на бумаге. Когда у вас сложится впечатление, что тема исчерпана, можете тем же способом поступить со следующими вопросами:

    1. Что вы слышали от родителей о своей внешности, о том, как вы выглядите?

    2. Что родители говорили о вашем характере?

    3. Что они говорили о деньгах?

    4. Что они говорили о том, как добывать деньги и как ими распоряжаться?

    5. Что вы слышали от родителей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу?

    6. Что вы слышали от них о любви?

    7. Что вы слышали от них об учреждениях, о государстве и об их роли в жизни человека?

    Если есть желание, можете дополнить список другими вопросами, интересующими вас в настоящий момент. Все, что относительно каждого из вопросов будет приходить в голову, записывайте. Хотя заниматься этим и скучно, однако не бес полезно. С другой стороны, без этого вам трудно будет продолжать (если, конечно, вы не обладаете феноменальной памятью). Не следует убеждать себя также в том, будто осуществление записей по-своему развлекает вас. Тот, кому это не доставляет особого удовольствия, пусть скажет себе, что человеку нередко приходится делать вещи, которые не слишком-то ему нравятся, но без них просто нельзя обойтись. Как, скажем, без мытья посуды.

    По окончании игры возьмите чистый лист бумаги. На нем вы будете записывать ответы на вопросы, касающиеся того, что вы слышали от прочих взрослых, оказывавших на вас влияние в детстве. Имеются в виду учителя, тренеры, ваши тети, дяди. Можно разделить их на тех лиц, которые занимались вами по долгу службы (например, учителя), и тех, на ком вы, собственно, сами останавливали свой выбор, то есть вступали с ними в тесное взаимодействие по своей воле и согласно своим потребностям. Вопросы задайте следующие:

    1. Что я чаще всего слышал от взрослых?

    2. Что они говорили о моем характере и поведении?

    3. Что они говорили по поводу моего умения трудиться, силы воли, способностей?

    4. Что они говорили о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу, и о межличностных отношениях вообще?

    В данном случае также не возбраняется продолжить перечень вопросов. Все, что удается вспомнить, опять же записывайте. Если ничего на ум не приходит, не торопите события. День будет и завтра. Чем активнее вы станете принуждать себя, тем вероятнее, что вам ничего не вспомнится. Продолжайте игру только в том случае, если она вам интересна. Имеете с тем не убеждайте себя, будто вас не интересует то, что долгие годы вы носите в голове, о многом даже не подо — •i| н’ная.

    Когда закончите играть, прочитайте свои записи. Удивительно, не правда ли? Сплошь, так сказать, мудрые поучения, гласящие, что ежели вы не станете делать того и этого, вас никто не будет любить. И в конечном счете вы плохо кончите. 11е исключено также, что формулировки у вас носят позитивный характер, то есть представляют собой набор рекомендаций и правил: что должно думать и как надлежит выглядеть и посп и себя, чтобы считаться порядочными людьми. Лишь тогда оси у пас сложится благополучно. В обоих случаях ощущается металлический привкус на языке. Признайтесь, что не всегда вы поступали сообразно чаяниям авторитетов! Куда чаще вы действовали совершенно иначе, нежели рекомендовали вам родители и равные им по положению взрослые. Вроде бы все не так сложно — человек мысленно сооружает иерархическую лестницу авторитетов и отдает предпочтение тому из них, кто оказывается на верхней ее ступеньке. Между тем даже его требований, рекомендаций и указаний он не придерживается неукоснительно. Из этого делается вывод, что грош, мол, ему цена и ничего-то из него не получится. Так может продолжаться вплоть до зрелости. Сколь часто в свои черные дни иной человек твердит себе, как он несносен, потому что не оправдал ожиданий и пренебрег рекомендациями своих воспитателей? Например, по сей день не выучился толком ни одному иностранному языку, хотя много раз слышал фразу: «Сколько языков я знаю, столько раз я человек» И если бы только это! На пианино играть тоже не научился, посуду сразу после обеда не моет, а о чистоте окон лучше и не говорить! Сколько упущений! Прямо одно за одним, с чего бы это?

    Вернемся, однако, к нашей игре. То, что нам удалось выяснить, представляет собой как бы одностороннюю информацию, то есть мы вспомнили, что говорили нам авторитетные взрослые о нас самих и об окружающем мире. Другая сторона проблемы заключается в том, как поступали наши взрослые, когда дело доходило до так называемого дележа пирога. Ведь в действительности поведение авторитетных для нас взрослых отличалось от того, что они декларировали на словах. Давайте сыграем в следующую игру:


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...