• Возрастная динамика

    Август 18, 2016 Нет комментариев

    Результаты проведенного эмпирического исследования и теоретико-библиографический анализ проблемы стресса и осознания подростками его воздействия показали, что на современных подростков действуют внутренние стрессоры, включающие в себя общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль деятельности, и внешние стрессоры: факторы макросреды (демографический, природно-экологический, научно-технический, политико-правовой и социокультурный) и микросреды (жизненные события, происходящие в школе, семье и при общении со сверстниками). В качестве осознаваемых в подростковом возрасте выступают стрессоры микросреды, что обусловлено значимостью взаимоотношений подростка с учителями, родителями и сверстниками. Группу наиболее значимых для подростков стрессоров составляют: знакомство с новыми друзьями, получение травмы или болезнь, ссоры с братом или сестрой, ссоры с родителями, низкие отметки по одному или нескольким предметам, разрыв отношений с другом или подругой, наличие проблем, связанных с собственной внешностью, изменения внешнего облика, переживание горя родителями или другими близкими родственниками, потеря любимого домашнего животного, плохой результат итоговой письменной работы.

    Возрастная динамика воздействия факторов стресса на подростков имеет следующую тенденцию: у пятиклассников отмечена сравнительно низкая степень воздействия стрессоров; у учащихся VI-VIII классов наблюдается вначале повышение, затем стабилизация степени воздействия факторов стресса и в IX классах происходит ее возрастание. Отмечено, что девочки-подростки более эмоционально воспринимают воздействие стрессоров, чем их сверстники-мальчики.

    Выявлено, что осознаваемые стрессоры микросреды (жизненные события, происходящие в школе, семье, при общении со сверстниками) различаются по интенсивности их воздействия на подростка в зависимости от половозрастных особенностей. Для мальчиков-нод ростков проблемы семейных взаимоотношений имеют особую значн мость; проблемы взаимодействия в группе сверстников и проблемы м школе обладают меньшей стрессогенностью. Для девочек-подростком наибольшей стрессогенностью по интенсивности воздействия выау пают проблемы в семье (учащиеся V-VII классов), проблемы в школ< (учащиеся VIII классов), проблемы взаимодействия со сверстниками (учащиеся IX классов). У учащихся V — IX классов наибольшее воздей ствие стрессоры оказывают на личностную сферу. На втором месте по значимости у учащихся V-VI классов-когнитивная сфера, у учащихся VII — IX классов-поведение. Проблемы здоровья наименее осознаются учащимися V— IX классов. Выявленные различия в воздействии стрес соров, связанные с возрастом и микросредой, позволяют в дальнейшем с наименьшими затратами организовать работу по преодолению под ростками воздействия стрессоров в условиях общеобразовательной школы.

    Выбор способов преодоления воздействия стрессоров в подростковом возрасте подчинен следующим закономерностям: у большинства школьников ведущими являются «Избегание» и «Дистанцирование»; следующими по значимости выступают такие способы, как «Попытка решения проблемы» и «Поиск социальной поддержки». В процессе проведения кластерного анализа определено, что способы преодоления факторов стресса группируются следующим образом: 1) «Занятия спортом», «Прослушивание музыки», «Рассказ другу», «Прогулка на улице»; 2) «Демонстрация окружающим плохого настроения», «Грубость», «Уход в болезнь», «Проявление сильных переживаний»; 3) «Молчание», «Прием алкоголя», «Прием лекарств»; 4) «Мысли о хорошем», «Переоценка значимости события»; 5) «Попытка не обращать внимания», «Курение»; 6) «Ненависть к другим», «Попытка не думать о случившемся».

    Выявлены различия в предпочтении способов преодоления воздействия стрессоров мальчиками и девочками подросткового возраста. У девочек наблюдается большее разнообразие в выборе способов преодоления стресса; девочки склонны чаще отдавать предпочтение проблемно ориентированным способам, мальчики-эмоционально ориентированным.

    Комплексная программа, разработанная автором монографии и реализованная в формирующем эксперименте, была направлена на обучение подростков-учащихся общеобразовательной школы способам совладания, способствующих более эффективному преодолению ими воздействия стрессоров. Особенностью программы явилось то, что в основу ее был положен системный подход, предусматривающий разнообразие форм, методов и участников взаимодействия-подростков, родителей, учителей школы и автора-психолога, реализовавшего свою методику в формирующем эксперименте. Системообразующим элементом программы выступила ее цель-снижение степени воздействия стрессоров на подростков. Эффективность данной программы подтверждена результатами контрольного этапа эксперимента.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...