• Воздействия в зависимости от половозрастных особенностей подростка

    Август 09, 2016 Нет комментариев

    Важным является и то обстоятельство, что стрессоры микросреды действуют различно по интенсивности их воздействия в зависимости от половозрастных особенностей подростка. Например, для мальчиков-подростков проблемы семейных взаимоотношений по интенсивности их воздействия приобретают первостепенное значение, а проблемы взаимодействия в группе сверстников и проблемы в школе обладают для них меньшей стрессогенностью. Для девочек- подростков наиболее значимы проблемы, возникающие в семье (учащиеся V—VII классов), проблемы, возникающие в школе в ситуации обучения (учащиеся VIII классов), а также проблемы взаимодействия со сверстниками (учащиеся IX классов).

    Исходя из вышеизложенного возникает вопрос о способах преодоления, которые применяют подростки для снижения степени и последствий воздействия стрессоров. Поэтому третий вопрос анкеты был посвящен способам, которые предпринимают учащиеся для преодоления трудных жизненных событий. Было получено 143 ответа, т. к. некоторыми подростками было названо несколько способов преодоления факторов стресса. Анализ результатов анкетирования выявил следующие формы поведения в стрессовых ситуациях:-«Избегание» стрессоров (46 человек, что составляет 32,17%); -«Отсутствие каких — либо действий, переживание ситуации эмоционально» (29 человек — 20,30%); — «Дистанцирование» (19 человек-13,29%);-«Обвине — ние других в своих проблемах» (7 человек-4,86 %);-«Контроль своего эмоционального состояния» (4 человека — 2,80 %). Иначе говоря, 73,42 % опрошенных подростков при возникновении с ними трудных жизненных ситуаций использовали малоэффективные способы преодоления стрессовых ситуаций. 26,58% опрошенных отметили эффективные способы преодоления стрессоров:-«Попытка решения проблемы» (16 человек, что составило 11,19 %);-«Поиск социальной поддержки» в семье и вне семьи (15 человек-10,49%);-«Мысли о решении проблемы» (5 человек-3,50 %);-«Позитивная переоценка» (попытка найти в событии что-то хорошее, ценное для себя (2 человека-1,40%).

    При анализе форм преодоления стресс-факторов у подростков выявлено, что 36 человек (что составило 31,03 %) при возникновении с ними стрессогенной жизненной ситуации использовали проблемно ориентированные способы преодоления, а 80 человек (что составило 68,97%)-эмоционально ориентированные способы. Если учесть, что основные проблемы, возникающие с учащимися подросткового возраста и названные при анкетировании, не связаны со здоровьем, то несомненно, что большинство используемых ими способов являются малоэффективными. Вместе с тем подтверждаются данные исследований Н. Ф.Михайловой [115]., Л. А.Семчук [150], В. М.Ялтонского [189] о том, что в подростковом возрасте чаще применяются эмоционально ориентированные способы преодоления проблемных ситуаций.

    Интересным является тот факт, что девочки-подростки в отличие от мальчиков чаще применяли проблемно ориентированные формы совладающего поведения («Поиск социальной поддержки» и «Планомерное разрешение проблем»). При этом подростки, настроенные на конструктивное решение проблемы, называли только один способ преодоления воздействия стрессоров. Таким образом, возникает вопрос о правомерности информации о «мужском» и «женском» способах преодоления. Полученные данные совпадают с результатами исследований Т. Л. Крюковой [91], согласно которым у российских подростков и молодежи зафиксировано практически равное использование продуктивного (ориентированного на решение задач и проблем), и социального (ориентированного на помощь других) и непродуктивного стилей совладающего поведения. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности обучения подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров [114; 150; 190].

    Для решения поставленных задач был применен алгоритм кластеризации 29 способов преодоления воздействия стрессоров. Суть этого алгоритма состоит в последовательном объединении исследуемых способов преодоления воздействия осознаваемых стрессоров в отдельные группы-кластеры. При этом вначале объединяются наиболее сходные между собой способы, затем — приближенные к ним и т. д. до момента слияния всех в один общий кластер.

    Через несколько шагов к ним добавляется 19-й способ преодоления («Рассказ другу»). Дальнейшее применение алгоритма кластеризации позволяет нам судить о том, каким образом группируются близкорасположенные способы преодоления факторов стресса. Если рассматривать расстояние б = 0,38,то выделяются следующие кластеры (рис.34): 1) «Занятия спортом» (27), «Прослушивание музыки» (28), «Рассказ другу» (19), «Прогулка на улице» (12); 2) «Демонстрация окружающим плохого настроения» (1), «Грубость» (2), «Уход в болезнь» (3), «Проявление сильных переживаний» (18); 3) «Молчание» (25), «Прием алкоголя» (9), «Прием лекарств» (8); 4) «Мысли о хорошем» (7), «Переоценка значимости события» (29); 5) «Попытка не обращать внимания» (6), «Курение» (22); 6) «Ненависть к другим» (26), «Попытка не думать о случившемся» (16).

    На заключительном этапе кластеризации разрозненными и наименее связанными являются следующие способы: «Сон» (10), «Ничего не делаю» (14), «Проявление тревоги» (5), «Не помню, не знаю» (20).

    Приведенный выше количественный анализ кластерных групп демонстрирует, что в 1-й кластер объединились как эффективные, так и малоэффективные способы преодоления стресса. Следует обратить внимание на присутствие в кластере таких способов, как «Общение с друзьями» (поиск социальной поддержки), «Прогулка на улице», «Прослушивание музыки» (дистанцирование от окружающих). Вызывает вопросы и такая форма преодоления, как «Занятия спортом», которая, несомненно, имеет позитивную составляющую. Однако если при возникновении трудной жизненной ситуации подросток, вместо того чтобы эмоционально отреагировать стрессогенное жизненное событие или разрешить проблему конструктивно, во всех случаях будет направляться в спортивный зал, то возникает предположение о применении им такого способа преодоления, как избегание. То же самое можно предположить и по поводу прослушивания музыки, игры на компьютере, переключения на другие дела и т. п.

    Объединенные во 2-й кластер малоэффективные способы преодоления стресса направлены как против других людей («Демонстрация окружающим плохого настроения», «Грубость», «Проявление сильных переживаний»), так и против собственной личности («Уход в болезнь»). Все вышеназванные способы преодоления эмоционально ориентированы. Однако при сопоставлении классификации С. Фол — кман и Р. Лазаруса [93] с подобными ответами учащихся нами было сделано заключение о том, что грубость подростка явно не является попыткой противоборства, а, скорее, защитной реакцией, направленной на дистанцирование, как и «Демонстрация окружающим плохого настроения», «Проявление сильных переживаний» и «Уход в болезнь».

    3-й кластер представлен следующими способами преодоления: «Молчание», «Прием алкоголя», «Прием лекарств». На наш взгляд, это обстоятельство связано с особенностями культуры белорусского общества, в котором душевная беседа и выслушивание проблем другого человека часто сопряжены с распитием спиртных напитков. Учащиеся в основном упоминают в качестве употребляемого ими алкоголя слабоалкогольные напитки (например, пиво). Это говорит о том, что в подростковом возрасте алкоголь уже используется как способ преодоления жизненных трудностей. Однако в научной литературе большинством авторов прием алкоголя признан малоэффективным способом преодоления проблем, т. к. полученный эффект значительно ниже негативных последствий [44; 100; 137]. Что же касается успокоительных лекарств, то их принимают в основном девочки. При беседе с подростками было выяснено, что прием лекарств (валериана, пустырник) применяется ими для сохранения самоконтроля. Примечателен и такой способ преодоления, как «Молчание» («Дистанцирование»),

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...