• Воздействие на поведение

    Август 08, 2016 Нет комментариев

    В блоке вопросов «Сверстники» начиная с 1-го ранга наблюдаю! ся различия между мальчиками и девочками в значимости сфер воздействия стрессоров. Так, у мальчиков 1-й ранг получили следующие сферы: в V, VII классах-«Воздействие на свойства личности», в VI кпас сах-«Воздействие на когнитивную сферу», в VIII — IX классах-«Воз действие на поведение». Этот же ранг у девочек V-IX классов имеет «Воздействие на свойства личности». По общим показателям (учащиеся V— IX классов) 1-й ранг (как и у девочек) получила сфера «Воздействие на свойства личности». 2-й ранг у мальчиков V классов заняли следующие сферы: «Воздействие на когнитивную сферу», VI, VIII, IX классов-«Воздействие на свойства личности», VII классов-«Воздействие на поведение», у девочек V-VI классов-«Воздействие на когнитивную сферу», VII — IX классов-«Воздействие на поведение». Общие показатели всех учащихся V-IX классов совпадают с показателями девочек. Начиная с 3-го ранга сферы воздействия стресса как у мальчиков, так и у девочек, а также общие показатели совпадают. Так, 3-й ранг в V-VI классах имеют следующие сферы: «Воздействие на физиологическое состояние», в VII — IX классах-«Воздействие на когнитивную сферу». 4-й ранг имеет «Воздействие на здоровье» (учащиеся V-IX классов), а 5-й ранг в V, VIII классах-«Воздействие на работоспособность», в VI классах-«Воздействие на поведение», в VII, IX классах-«Воздействие на физиологическое состояние». 6-й ранг заняли следующие сферы:

    Воздействие на поведение (V класс), «Воздействие на работоспособность» (VI, VII IX классы), «Воздействие на физиологическое состояние» (VIII класс). Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что проблемы в общении со сверстниками воздействуют (по трем первым рангам) по-разному на мальчиков-подростков и девочек одного и того же возраста, однако в дальнейшем эти различия исчезают. В отличие от девочек-подростков у мальчиков с возрастом наблюдается тенденция, характеризующаяся сменой сфер воздействия стрессоров. Это находит нюе отражение в VI11 — IX классах во внешних проявлениях в виде изменения поведения.

    Все суммированные данные по всем трем блокам вопросов дают основание сделать вывод о том, насколько существенно то воздействие, которое оказывают стрессоры микросреды на подростков. Так, первый ранг получила сфера «Воздействие на свойства личности» как у мальчиков — подростков, так и у девочек одного и того же возраста с V по IX класс. Однако начиная со 2-го ранга наблюдаются различия. Так, 2-й рангу мальчиков получили в следующие сферы: в V-VI классах-«Воздействие на когнитивную сферу», в VII-IX классах-«Воздействие на поведение». У девочек 2-й ранг получило «Воздействие на когнитивную сферу». 3-й рангу мальчиков V-VI классов имеют «Воздействие на физиологическое состояние», VII-IX классов-«Воздействие на когнитивную сферу», у девочек V-VI классов-«Воздействие на физиологическое состояние», VII — IX-классов-«Воздействие на поведение». 4-й ранг заняли у мальчиков следующие сферы: V-VI класс-«Воздействие на поведение», VII — IX класс-«Воздействие на работоспособность», у девочек-«Воздействие на здоровье» (V классы), «Воздействие на работоспособность» (VI, VIII, IX, классы), «Воздействие на физиологическое состояние» (VII классы). 5-й ранг у мальчиков имеют: в V классе-«Воздействие на здоровье», в VI классе-«Воздействие на работоспособность», в VII-IX классах-«Воздействие на физиологическое состояние». У девочек по 5-му рангу выявлены следующие показатели: V класс-«Воздействие на поведение», VII класс-«Воздействие на работоспособность», VIII-IX классы-«Воз — действие на физиологическое состояние». Ранг 5,5 у девочек VI классов «Воздействие на поведение» и «Воздействие на здоровье». По 6-му рангу и мальчики, и девочки имеют одинаковые показатели: BV классах-«Воз- действие на работоспособность», в VI-IX классах-«Воздействие на здоровье». Общие показатели по шести сферам воздействия стрессоров на подростка представлены в табл. 26.

    Условные обозначения: «Л» —«Воздействие на свойства личности»,

    «П»—«Воздействие иа поведение», «К» — «Воздействие на когнитивную сферу», «ф»—«Воздействие на физиологическое состояние», «3» — «Воздействие на здоровье», «Р»—«Воздействие на работоспособность».

    На основании данных табл. 26 можно сделать вывод о том, что наиболее подверженной воздействию стрессоров сферой у учащихся всех подростковых классов является личностная сфера, вторая по значимости для подростков V-VI классов-когнитивная сфера, для VII-IX классов-поведение. В качестве наименее осознаваемой для подростков VI — IX классов оказалась сфера «Воздействие на здоровье». Таким образом, можно говорить о том, что учащимися среднего и старшего подросткового возраста не принимается во внимание такой важный показатель, как собственное здоровье. Возможно, это связано с тем обстоятельством, что при вступлении в подростковый возраст (V классы) у многих учащихся наблюдается ухудшение здоровья, связанное с физиологической перестройкой всего организма, а также повышением требований школьной программы. К шестому классу, видимо, наступает адаптация и проблемы здоровья уходят на последнее место. Однако в старшем подростковом возрасте (VIII-IX классы) 4-й ранг по степени воздействия стрессоров занимает «Воздействие на работоспособность». На наш взгляд, интересным является то обстоятельство, что в старшем подростковом возрасте психологический аспект воздействия стрессоров микросреды выходит на первый план и учащиеся VIII — IX классов становятся наиболее подвержены такому воздействию и в первую очередь их личностная и когнитивная сферы, а также поведение (рис. 18-32).

    Резюмируем: по общим результатам каждого из трех блоков вопросов проанализирована значимость для подростков различных звеньев микросреды, вызывающих стресс. При подсчете и анализе результатов будем говорить о месте, т. к. в данном случае ранг совпадает с местом. Для мальчиков-подростков V. VII-IX классов на 1-м месте по значимости стоят семейные стрессоры, на 2-м месте-школьные и на 3-м-общение со сверстниками. У мальчиков VI классов на 1-е место выходят стрессоры, возникающие в семье, на 2-е место-стрессоры, возникающие при общении со сверстниками и на 3-е место-проблемы в школе. У девочек-подростков картина значимости стрессоров по интенсивности их воздействия более разнообразна: в V-VII классах на 1-м месте-стрессоры, возникающие в семье, на 2-м месте-стрессоры, возникающие в школе, на 3-м месте-стрессоры, возникающие при общении со сверстниками. У девочек VIII классов на 1-м месте находятся школьные стрессоры, на 2-м-семейные стрессоры и на 5-м-стрессоры, связанные с общением со сверстниками. В IX классах стрессоры, возникающие при общении со сверстниками, выходят иа 1-е место, на 2-м месте оказываются школьные стрессоры, на 3-м-семейные стрессоры, (рис.13-17). Если обобщить полученные данные для обоих полов, то общие показатели по всему подростковому возрасту будут выглядеть следующим образом: на 1-м месте находятся повседневные стрессогенные события в семье (ссоры с родителями, братьями и сестрами, а также проблемы, возникающие у родителей и волнующие подростка), на 2-м месте-стрессоры, возникающие у подростка в школе (проблемы с успеваемостью, ссоры с учителями) и на 3-м месте-события, связанные с общением со сверстниками (рис.33). Данный вывод совпадает с результатами исследований Б. Компаса, доказавшего, что для подростков в возрасте 12-14 лет наиболее значимы семейные стрессоры (например, давление со стороны родителей) [190].

    Подтверждается мнение отечественных авторов [163; 165] о том, что чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит у родителей и учителей, что создает в общении со взрослыми проблемы и конфликты, которые, несомненно, приводят к переживанию подростком стресса. Наличие на первом месте стрессоров, возникающих в семейном окружении, обусловлено, по-видимому, чувством зависимости, которое испытывает подросток по отношению к родителям. Для подростков эта проблема очень актуальна, т.к. чувство психологической зависимости воспринимается ими как крайне неприятное явление, препятствующее развитию личности. Поэтому для подростков общение со сверстниками является более комфортным, чем с родителями и учителями.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...