• Учись учиться

    Август 14, 2016 Нет комментариев

    В работе семинара «Учись учиться» принимало участие 5 мальчиков. Подростками проблема в обучении была названа основным фактором стресса. В индивидуальной беседе с учащимися, проведенной по плану, предложенному Дж. Сейфидж-Кренке, было выявлено, что они используют при решении проблем, связанных с обучением, малоэффективные эмоционально ориентированные способы преодоления стресса. Так, всеми пятью подростками в качестве основного был назван такой способ преодоления, как избегание. Один подросток назвал способ «Принятие ответственности» вторым применяемым им способом. Еще один подросток «пытался исправить сложившуюся ситуацию».

    На каждом занятии отмечались особенности психического склада подростка, учащимся осознавалось нормальное функционирование психических процессов и несвязанность проблем в обучении с развитием памяти, мышления, внимания, воображения; пробуждался интерес к «неинтересным» и скучным учебным предметам, благодаря использованию полученных знаний в жизни.

    В результате проведения курса «Учись учиться» повысилась вера подростков в собственные силы, изменилось их отношение к учебе, что было подтверждено экспертами из числа классных руководителей. Также учащиеся задумались о профессии, которую они могли бы избрать исходя из своих способностей в обучении. Задачи, поставленные нами, были выполнены. Так, психические процессы подростков, назвавших в качестве стрессора трудности в обучении, пришли в норму. В процессе работы учащиеся осознали, что в ситуации обучения целесообразнее применять проблемно ориентированные способы преодоления-противоборство, поиск социальной поддержки, планомерное разрешение проблем. По итогам повторной беседы с подростками-участниками

    курса «Учись учиться» выяснилось, что учащимися для преодолении стрессоров, связанных с процессом обучения, после проведения грум повой работы стали использоваться проблемно ориентированные спо собы. Например, четверо подростков назвали в качестве применяемо! о ими способа «Планомерное разрешение проблем» и четверо-«Поиск социальной поддержки», при этом еще четверо учащихся назвали ера зудва способа преодоления стрессоров и двое учащихся-по одному, Что же касается решения задачи заинтересовать подростков процессом учения, мотивировав их, то утверждения подростков об изменении их отношения к урокам и наблюдения классных руководителей говорят о том, что подростки действительно стали активнее вести себя на занятиях, чаще приходить подготовленными к урокам и у них немного улучшилась успеваемость. Четверо подростков сразу после окончания проведения с ними групповых занятий записались на курсы по выбору, проводимые в школе.

    Эмоциональная поддержка считается рядом авторов эффективной формой, относящейся к проблемно ориентированным способам преодоления стресса [21; 151; 175; 190; 195]. Однако в результате анкетирования было выявлено недостаточное использование подростками, учащимися в общеобразовательных школах, социальной поддержки, оказываемой сферами «Семья», «Друзья», «Значимые другие» по отдельности и совместно. Подростки просто не умеют обращаться за помощью к близким им людям и принимать их поддержку, а ведь ведущей деятельностью подросткового возраста является именно общение. При проведении индивидуальной беседы с учащимися экспериментальной группы, указавшими в качестве ведущих малоэффективные способы преодоления (15 мальчиков и 8 девочек), было выявлено, что, по их мнению, обращение за помощью в трудной жизненной ситуации к другим людям может вызвать жалость, покажет их слабость. Поэтому для обучения подростков эффективным способам преодоления стресса через осознание ими значимости социальной поддержки рекомендовалось участвовать в социально-психологическом тренинге.

    План работы в группе был обусловлен проблемой, стоящей перед подростком.

    Когда в качестве стрессогенного события учащимся назывался случай хулиганства по отношению к нему со стороны сверстников, подростку предлагалось принять участие в «Тренинге по факту агрессии». При этом агрессия могла быть как физической, так вербальной или косвенной.

    Задачами «Тренинга по факту агрессии со стороны сверстников» являлись:

    • оказание социальной поддержки подростку, подвергшемуся агрессии со стороны сверстников;

    • помощь подростку в осознании проблемы;

    • оказание помощи подростку в разрешении проблемы.

    Тренинговые занятия проходили по следующему плану:

    1. личная встреча с подростком после случаев хулиганства, сочувствие подростку, пережившему факт агрессии, сглаживание острых углов случившегося, беседа о том, когда и как произошло событие;

    2. нахождение надежных и ответственных людей; группа может включать в себя наблюдателя и состоять из трех-восьми человек;

    Ъ. толкование проблемы (происходит в группе, которая приносит извинения жертве как устно, так и письменно, причем во время работы не должно быть порицания действий пострадавшего членами группы);

    4. высказывание своего мнения каждым членом группы, который должен осознавать свою непосредственную ответственность

    за происходящее;

    5. высказывание членами группы предложений о том, каким образом можно помочь подростку вновь обрести счастье (при этом идеи нуждаются в упорядочении руководителем);

    6. беседы в группе по поводу разрешения проблемы подростка;

    7. работа подростка с группой на протяжении недели — как правило, после четвертой встречи начинает наблюдаться прогресс.

    В работе тренинга, направленного на преодоление подростком негативного воздействия стрессоров, вызванных случаями агрессии со стороны сверстников, принимал участие мальчик (Антон М.), которого подросток, старший по возрасту, бил и у которого вымогал деньги. Антон воспитывался матерью и бабушкой, отец погиб, когда мальчику было два года. В качестве возможных членов группы, которые согласились принять участие в работе тренинга, подростком были названы два его друга-ровесника и учащийся старшего класса, занимающийся в спортивной секции (бокс). Членами группы была оказана эмоциональная поддержка Антона М., а в качестве основного высказано предложение записаться в секцию бокса, что, по их мнению, повыситуверен-ность Антона в собственных силах и научит его противостоять агрессии Антон М. изъявил желание посещать секцию бокса, преодолев сопри тивление матери. Работа подростка с группой завершилась успешно, ученик выразил удовлетворенность полученным результатом. И если до групповой работы способом преодоления воздействия стрессором у Антона М. было избегание, то после-планомерное разрешение про блемы. По наблюдениям классного руководителя, Антон стал увереннее вести себя и в классе. В процессе работы тренинговой группы были ре шены поставленные ранее задачи. Антону М. была оказана социальная поддержка членами группы. Подросток осознал, что сам «проявлял ела бость», провоцировал агрессию, выбирая поведение жертвы, отдавая деньги, не мог дать отпор одному хулигану. Антону была оказана реаль ная помощь в разрешении проблемы: подросток старше и сильнее взял над ним шефство, приведя его в секцию бокса, в которой у учащегося появилась возможность измениться и научиться у тренера эффективному поведению в трудных конфликтных ситуациях.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...