• Суррогатные родители и Библия

    Январь 30, 2015 Нет комментариев

    Суррогатные родители и БиблияВ библейские времена считалось, что, если замужняя женщина не может забеременеть, это означает, что утробу ей замкнуло божество. В этом случае она должна была предоставить мужу свою личную служанку, которая выносит ребенка вместо нее. Возможно, во время родов рабыня сидела на коленях у своей хозяйки, так что новорожденный оказывался у последней между ног. Бесплодная женщина после этого провозглашала ребенка своим.

    Когда Рахиль не смогла родить детей своему мужу Иакову, она разгневалась и потребовала, чтобы он дал ей детей, иначе она умрет. Он ответил, что не может совершить то, что подвластно лишь Богу. Тогда Рахиль сказала: «Вот служанка моя Валла; войди к ней: пусть она родит на колена мои, чтобы и я имела детей от нее» (Быт. 30). Иаков так и сделал, и, когда у Валлы родился сын, по имени Дан, Рахиль объявила, что Бог дал ей ребенка. Лия, достигшая к тому моменту климакса, также предложила Иакову свою рабыню Зелфу, которая рожала детей для своей госпожи. Такого рода соглашение, которое кажется диким живущему в XX веке человеку, в большинстве случаев всех устраивало. Сарра, которой не удавалось зачать ребенка, дала Аврааму свою рабыню Агарь, и она родила сына Измаила. Отношения между Саррой и Агарью были весьма неприятными, и не существует никаких свидетельств о том, что Сарра признала Измаила своим ребенком, рожденным суррогатной матерью.

    В наши дни проблема суррогатного материнства всплыла вновь. В 1980 году тридцатисемилетняя женщина из Иллинойса, называвшая себя Элизабет Кейн, объявила о том, что вынашивает ребенка для семейной пары, жившей в Кентукки. У будущей приемной матери была заблокирована фаллопиева труба, и она не могла иметь детей. Кейн сделали искусственное оплодотворение спермой мужа. Элизабет была замужем и имела троих детей; она утверждала, что ребенок, которого она носит — дитя любви, однако тот факт, что ей заплатили от восьми до десяти тысяч долларов, заставил некоторых газетчиков иронически назвать этот новый вид бизнеса «утробой в аренду». После того, как Кейн публично объявила о своем поступке на всю страну, цена суррогатного материнства удвоилась.

    Установлено, что в 1983 году в Америке от суррогатных матерей роди

    лось примерно пятьдесят детей. Уильям Хэндел, прокурор Лос-Анджелеса, публично объявил, что он сам помогал бездетным парам найти женщин, которые согласились бы стать суррогатными матерями.

    Это начинание прошло тернистый путь. В 1981 году женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью, захотела оставить ребенка себе. Донор спермы и его жена обратились в суд Калифорнии, однако тот разрешил «естественной» матери сохранить ребенка. В большинстве штатов существуют законы, запрещающие продажу детей в любой форме, и некоторые юристы задаются вопросом, не является ли оплата услуг суррогатной матери покупкой ребенка. В некоторых штатах сейчас обсуждаются установления, которые легализуют оплату суррогатного материнства.

    Помимо бездетных пар за помощью к суррогатным матерям обращаются и другие люди. Некоторые мужчины мечтают иметь своего ребенка и воспитывать его, но при этом не хотят жениться. Они сдают свою сперму для искусственного оплодотворения, суррогатная мать вынашивает ребенка, после чего тот воспитывается в семье отца, даже не зная о той, что произвела его на свет. Работающие женщины, которые не хотят обременять себя тяготами вынашивания ребенка, часто просят своих мужей сдать сперму для искусственного оплодотворения. Кроме того, создание банков спермы позволило наладить систему суррогатного отцовства для одиноких женщин, которые хотели бы родить ребенка.

    Однако в связи с этим встает ряд вопросов. Некоторые из них касаются возможных проблем с приспособлением к изменившейся ситуации в семье. Не будет ли родителям ребенка казаться, что они сделали что-то не так? Не будет ли отец чувствовать, что ребенок принадлежит ему, а не его жене, потому что он дал свою сперму, а она — только свое согласие на эту процедуру? Не захочет ли настоящая мать ребенка попытаться разыскать свое чадо? Не трудно ли будет матери, которая не вынашивала своего сына или дочь, привыкнуть к фактически усыновленному ею ребенку? Не попытается ли ребенок, зачатый с помощью взятой из банка спермы, найти своего настоящего отца? Должна ли каждая пара будущих родителей проходить курс интенсивной терапии, перед тем, как обращаться к суррогатной матери? Что произойдет, если появившееся таким образом чадо не будет идеальным ребенком?

    В ходе дальнейшего решения проблемы бесплодия появились так называемые дети из пробирки. Первой ласточкой была Луиза Браун, родившаяся в июле 1978 года в Англии. Ее мать, Лесли Браун, не могла зачать ребенка естественным путем. Извлеченная из ее организма яйцеклетка была оплодотворена в чашке Петри спермой ее мужа Джона Брауна. После этого оплодотворенную яйцеклетку внедрили в матку Лесли, и она выносила и благополучно родила ребенка. Когда доктор Джорджана Джонс и ее муж доктор Ховард Джонс из Медицинской школы Восточной Вирджинии заявили о том, что они успешно занимаются оплодотворением яйцеклеток in vitro (то есть в пробирке), их обвинили в том, что они берут на себя роль Бога, поскольку они отбрасывали некачественные яйцеклетки уже после оплодотворения. Они замораживали эмбрионов для исследований, и их работа стала первым шагом в том, что может впоследствии стать конвейерным производством людей.

    Один из связанных с этим теологических вопросов аналогичен тому, который встает при спорах об абортах. Люди, верящие в то, что человеку дана бессмертная душа, расходятся в вопросе о моменте «вхождения» души в тело. Некоторые, включая католиков, убеждены в том, что душа вселяется в человека уже в момент зачатия, то есть тогда, когда сперматозоид входит в яйцеклетку. Таким образом, уничтожение оплодотворенной яйцеклетки равносильно убийству. Другие основывают свое мнение на стихе из Библии (Быт. 2:7), где сказано, что, когда Бог вдохнул в ноздри созданного им «из праха земного» человека «дыхание жизни», тот стал «душою живою». То есть, рассуждают они, оплодотворенная яйцеклетка, то есть развивающийся эмбрион человека, получает «душу» только в тот момент, когда ребенок начинает дышать, но не раньше. Разумеется, библейский текст говорит только о том, что Бог создал из глины статуэтку, что человек (адам) был сделан из земли (адама) и стал живым существом (нефеш) — созданием, которое не владеет душой, а просто живет и дышит. Оживление детей путем вдувания воздуха в их ноздри практикуется арабскими повивальными бабками. Библейский рассказ отражает ближневосточную традицию, долгая история которой продолжается и по сей день. Его нельзя использовать ни для подтверждения, ни для опровержения идеи души, несмотря на то, что толкователи Библии не запрещают интерпретировать этот отрывок по-другому.

    На самом деле понятие души — продукт развития системы верований иудеев и христиан. Саддукеи, которые были священниками в древнем иудейском храме, не верили в то, что душа может существовать отдельно от человека или входить в него извне. Они считали индивидуума единой психосоматической личностью, которая существовала до тех пор, пока дышала, и исчезала после смерти. Другие народы, включая египтян и персидских последователей Заратустры, верили в существование души. В библейской литературе вера в жизнь после смерти отражена только в текстах, появившихся прямо перед началом развития христианства. В Ветхом Завете упоминания об этом встречаются лишь в книге Даниила. Никаких указаний на время вхождения души в тело человека ни в христианском, ни в иудейском Писаниях не существует. Все эти споры идут за пределами Библии.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...