• Способы преодоления воздействия стрессоров учащимися подросткового возраста

    Август 08, 2016 Нет комментариев

    Особую роль при составлении опросника «Воздействие стрессоров микросреды на подростка» играло изучение стрессогенных факторов микросреды как наиболее значимых для подростков. Опросник предназначался для более глубокого изучения последствий воздействия стрессоров на эмоциональную, когнитивную, поведенческую и физиологическую сферы личности учащегося. В качестве испытуемых при проведении исследования с использованием опросника «Воздействие стрессоров микросреды на подростка» принимало участие 622 подростка, из них 338 мальчиков и 284 девочки. Результаты, представленные ниже в виде круговых диаграмм и в таблицах, были получены следующим образом: в каждом блоке вопросов (разд. 2.1) суммировались баллы (5-ти — балльная система), выставленные респондентами по каждой из 6 сфер воздействия. В каждом блоке вопросов по каждой из сфер была получена сумма баллов, выставленных всеми опрошенными школьниками. Далее были сложены все суммы баллов по каждой из сфер каждого блока вопросов. Общая сумма баллов по всем шести сферам воздействия принималась за 100%. Далее были вычислены проценты, приходящиеся на каждую из шести сфер, то есть были получены распределения долей воздействия на каждую сферу. Из рис. 12-17 видно, сколько процентов от общего количества баллов по каждому блоку вопросов приходится на каждую из сфер воздействия. Например, при исследовании воздействия школьных событий на личностные характеристики мальчиков V классов были получены следующие результаты в баллах и процентах.

    Аналогично были получены данные по воздействию жизненных событий, происходящих в семье и при общении со сверстниками на мальчиков-подростков. Общие данные по комплексному воздействию стрессоров (жизненных событий, происходящих в школе, семье и при общении со сверстниками) на мальчиков и девочек V классов, а также отдельно на девочек и мальчиков VI-IX классов и общие показатели для всех учащихся приведены на рис. 13-17. Так же были определены и общие показатели для всех учащихся V-IX классов (рис.12).

    Как было указано выше, в каждом блоке вопросов баллы были просуммированы по сферам воздействия. В результате были получены обобщенные оценки воздействия жизненных событий, происходящих в школе, семье и при общении со сверстниками, на подростков различных полов и возрастных групп. Затем полученные суммы опять суммировались с целью получения полной обобщенной оценки воздействия жизненных событий, происходящих в школе, семье и при общении со сверстниками, на свойства личности подростка. Например, для мальчиков V классов были получены следующие результаты (табл. 24, рис. 13).

    Аналогичным образом были получены данные для девочек-под- ростков и всех учащихся V классов ( рис. 13), а также для всех остальных групп учащихся. Таким образом, данные расчетов по распределению воздействия жизненных событий, происходящих в школе, семье и при общении со сверстниками, на подростков различных возрастных групп можно представить следующим образом (табл. 25).

    Как видно из таблицы, стрессоры микросреды имеют практически равное процентное соотношение (не превышающее 10%) для всех учащихся V-IX классов, а также для мальчиков и девочек одних и тех же возрастных групп. Это еще раз подтверждает правильность диагно стических данных, полученных в процессе проведения опроса «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс» и анкетирования подростков. Данные табл. 25 изображены на круговых диаграммах (рис.13-17).

    Условимся считать наибольшую относительную частоту ответов учащихся в каждой сфере воздействия стрессоров 1-м рангом. Таким образом, следующим по частотности ответов будет 2-й ранг и т. д. Самой малой частоте ответов будет присвоен 6-й ранг. В том случае если относительные частоты ответов будут иметь одинаковые показатели, то итоговый ранг будет вычисляться как среднее арифметическое их первоначальных рангов. Анализ сфер воздействия стрессоров на основе рангов обусловлен тем, что в опытно-экспериментальной работе принимало участие различное число учащихся разных классов, а также упрощением описания результатов (без указания относительных частот). При использовании рангов мы не можем даже при одинаковых показателях частот говорить о степени их тождественности. Для этого следует рассмотреть и проанализировать статистические гипотезы (например, критерий Фише ра). Однако отметить общую тенденцию и определенные закономерно сти в выборе одной из шести сфер можно достаточно отчетливо.

    Рассмотрим подробнее результаты, полученные путем анализа во просов анкеты «Воздействие стрессоров микросреды на подростка». По 1-му блоку вопросов («Школа») и у мальчиков, и у девочек V-IX клао сов 1-й ранг получила сфера «Воздействие на свойства личности», 2-й ранг-«Воздействие на когнитивную сферу». Эти же сферы воздействия стрессоров распределились по тем же рангам и по общим показате лям. Начиная с 3-го ранга между мальчиками и девочками наблюдаются расхождения. Так, 3-й ранг у мальчиков-подростков получили следующие сферы: V, VIII, IX классы-«Воздействие на поведение», VI-VII классы-«Воздействие на работоспособность». 3-й ранг у девочек за няли: в V-VI классах-«Воздействие на физиологическое состояние», VII класс-«Воздействие на поведение», VIII-IX классы-«Воздействие на работоспособность». Таким образом, по общим показателям 3-й ранг был присвоен следующим сферам воздействия стрессоров: V-VI классы-«Воздействие на физиологическое состояние», VII-IX классы-«Воздействие на поведение». 4-й ранг у мальчиков-подростков заняли: в V классе-«Воздействие на физиологическое состояние», в VI классе-«Воздействие на поведение», в VII-IX классах-«Воздействие на работоспособность». У девочек, соответственно, 4-й ранг получили следующие сферы воздействия: V, VI, VIII, IX классы-«Воздействие на поведение»,VII класс-«Воздействие на работоспособность». По общим показателям 4-й ранг получили: V-VI классы-«Воздействие на поведение», У11-1Х-«Воздействие на работоспособность». 5-й рангу мальчиков заняли следующие сферы воздействия: V класс-«Воздействие на работоспособность», VI-IX классы-«Воздействие на физиологическое состояние». У девочек вырисовалась следующая картина: V-VI классы-«Воздействие на здоровье», УМ-1Х-«Воздействие на физиологическое состояние». Таким образом, общие показатели выглядят следующим образом: V-VI классы-«Воздействие на работоспособность», VII-IX классы-«Воздействие на физиологическое состояние». 6-й ранг у мальчиков V-IX классов получила сфера «Воздействие на здоровье», а у девочек-«Воздействие на работоспособность» (V-VI классы), «Воздействие на здоровье» (VII-IX классы). По общим показателям в V-IX классах 6-й ранг получила сфера «Воздействие на здоровье». Таким об — разом, по первому блоку вопросов «Школа» основными сферами воздействия стрессоров, связанных с проблемами в обучении, будут «Воздействие на свойства личности» и «Воздействие на когнитивную сферу». Vro важно, поскольку в процессе обучения происходит воздействие жизненных событий, вызывающих стресс, на личность подростка и наблюдаются изменения, связанные с психическими процессами-вниманием, памятью, восприятием, мышлением и способностями к обучению.

    В блоке вопросов «Семья» 1-й ранги у мальчиков, и у девочек V-IX классов заняла сфера «Воздействие на свойства личности». Та же сфера получила 1-й ранг и по общим показателям. Что же касается остальных показателей-со 2-го по 6-й ранг, то у мальчиков и девочек одного и того же возраста наблюдаются различия. 2-й ранг у мальчиков V-VI классов получила сфера «Воздействие на физиологическое состояние», VII-IX классов-«Воздействие на поведение». У девочек V-VII классов-сфера «Воздействие на физиологическое состояние», VIII-IX классов-«Воздействие на когнитивную сферу». По общим показателям 2-й ранг заняли «Воздействие на физиологическое состояние» (V-VI классы), «Воздействие на поведение» (VII — IX классы). 3-й рангу мальчиков VI-IX классов получила сфера «Воздействие на когнитивную сферу», у девочек V-VI классов-«Воздействие на когнитивную сферу», VII классов-«Воздействие на поведение», VIII — IX классов-«Воздействие на работоспособность». 3-й ранг по общим показателям получили следующие сферы: VI, VIII, IX классы-«Воздействие на когнитивную сферу», VII класс-«Воздействие на физиологическое состояние». Ранг 3,5 у мальчиков V классов получили: «Воздействие на поведение» и «Воздействие на здоровье». А по общим показателям тот же ранг получили в V классах «Воздействие на здоровье» и «Воздействие на когнитивную сферу». 4-й рангу мальчиков (VI, VIII, IX классы) получила сфера «Воздействие на работоспособность», у девочек V классов-«Воздействие на здоровье», VI классов-«Воздействие на работоспособность», VII классов-«Воздействие на когнитивную сферу», VIII-IX классов-«Воздействие на физиологическое состояние». По общим показателям указанный ранг заняли следующие сферы: VI, VIII, IX классы-«Воздействие на работоспособность», VII класс-«Воздействие на когнитивную сферу». Ранг 4,5 мальчики VII класса присвоили следующим сферам: «Воздействие на физиологическое состояние» и «Воздействие на работоспособность». 5-й ранг у мальчиков имеют: V класс-«Воздействие на когнитивную сферу», VI класс-«Воздействие на поведение», VIII-IX классы-«Воздействие на физиологическое состояние». У девочек тот же рангпри< пн ен: VI класс-«Воздействие на здоровье», VII класс-«Воздействие iu работоспособность», VIII-IX классы —«Воздействие на физиологически!1 состояние». По общим показателям 4-й ранг заняли «Воздействие in работоспособность» (VI, VIII, IX классы) и «Воздействие на когнитивную сферу» (VII класс). Ранг 5,5 в V классах (девочки) имеют сферы: «Возден ствие на поведение» и «Воздействие на работоспособность». 6-й p. mi у мальчиков (V— IX классы) заняла сфера «Воздействие на здоровье» У девочек этот же ранг показали сферы: «Воздействие на поведение — (VI класс) и «Воздействие на здоровье» (VII-IX классы). «Воздействие на работоспособность» (V класс) и «Воздействие на здоровье» (VI — IX классы) имеют 6-й ранг по общим показателям. Полученные данные по зволяют сделать вывод о том, что воздействие стрессоров, возникающих в семье, распространяется, главным образом, на свойства личности под ростка. Ссоры с родителями оказывают разное воздействие на подрос! ков в зависимости от возраста и пола.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...