• Способы преодоления стресса ребенка

    Август 17, 2016 Нет комментариев

    После проведения специально организованной работы изменились некоторые способы преодоления стресса, используемые подростками: увеличилось количество проблемно ориентированных форм борьбы со стрессом («Поиск социальной поддержки» и «Планомерное разрешение проблем»). При этом мальчики-подростки были склонны как принимать социальную поддержку, так и оказывать ее более слабым и нуждающимся в ней людям (воспитанникам детского дома).

    Таким образом, после проведения эксперимента в процессе беседы с подростками экспериментальной группы о способах преодоления, которые они используют, было зарегистрировано уменьшение степени воздействия и числа самих стрессоров микросреды при сохранении источников стресса (межличностные отношения, семья, проблемы в обучении). Однако большинство подростков при возникновении вышеперечисленных стрессоров стало использовать эффективные способы преодоления, имеющие проблемно ориентированную направленность («Противоборство», «Поиск социальной поддержки», «Планомерное разрешение проблем»). Случаев, когда подростки называли эмоционально ориентированные формы преодоления стресса («Самоконтроль», «Дистанцирование», «Позитивная переоценка», «Принятие ответственности», «Избегание»), было меньше, однако не всегда использование таких форм преодоления оказывалось малоэффективным, т. к. было обусловлено психотравмирующими жизненными событиями, с которыми подростки не могли справиться (например, уход из семьи матери, развод родителей).

    Третьим показателем эффективности эксперимента была удовлетворенность подростков полученными результатами. Для этого после проведения эксперимента в процессе беседы каждому испытуемому задавался вопрос о степени удовлетворенности результатами проведенной с ним работы. Учащемуся предлагалось выбрать одну из пяти шкал: «абсолютно удовлетворен», «скорее удовлетворен», «трудно сказать», «скорее не удовлетворен», «не удовлетворен». Были получены следующие результаты: из 32 подростков экспериментальной группы 23 (71,88%) ответили, что «абсолютно удовлетворены», 4 человека (12,50%)-«скорее удовлетворены», 4 человека (12,50%)-«трудно сказать» и 1 человек (3,12 %)-«скорее не удовлетворен». Таким образом, удовлетворенность результатами экспериментального воздействия выразили большинство опрошенных подростков.

    Четвертым показателем, по которому оценивалась эффективность работы с подростками, было заключение экспертной группы. В нее входили три человека: два классных руководителя тех классов, учащиеся которых принимали участие в эксперименте, и школьный психолог. Уча — стие трех человек считается достаточным для получения достоверных результатов экспертизы [110]. Вместе с тем при выборе в качестве экспертов классных руководителей предполагалось хорошее знание ими учащихся своих классов и их проблем. Учитывалась также возможность классных руководителей постоянно вести собственное наблюдение, т.к. по роду своей деятельности они часто должны встречаться с подростками, участвующими в эксперименте, а также их родителями и учителя — ми-предметниками. Классные руководители являлись компетентными лицами, имеющими специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом экспертизы. Показателем уровня компетентности экспертов являлся стаж их работы в школе. Большое значение имели такие качества экспертов, как принципиальность, объективность, способность без тенденциозности подойти к анализу проблемы. На протяжении эксперимента члены экспертной группы вели наблюдение за подростками-участниками взаимодействия. На основе индивидуальных выводов они пришли к общему заключению о положительном влиянии на подростков проделанной работы. Таким образом, по всем четырем показателям были получены положительные результаты, демонстрирующие эффективность представленной комплексной программы по преодолению подростками воздействия стрессоров.

    Приведем пример работы с учащимися СШ №3 г. Солигорска, проводившейся по плану, представленному в параграфе 3.1:1) выявление степени воздействия стрессора, ее оценка самим учащимся; 2) определение подростком переживаемых эмоций, которыми сопровождается воздействие стрессора; 3) оценка усилий, направленных на преодоление воздействия стрессора; 4) оценка эффективности применяемого подростком способа преодоления стрессоров; 5) поиск эффективного способа преодоления; 6) осознание подростком возможных последствий нового способа преодоления факторов стресса; 7) выработка определенных типов поведения с помощью их моделирования.

    Екатерина Л., учащаяся VI «Е» класса. Подростка характеризует средняя успеваемость, склонность к предметам гуманитарного цикла (больше нравится литература и история), увлечение плаванием (занимается в секции, по словам тренера, «имеет неплохие результаты»), В классе не является изгоем, однако замкнута и старается держаться особняком; есть одна близкая подруга.

    Вызвавшим напряжение фактором стала кража ею плейера в детской библиотеке и последовавшее за этим наказание-прохождение через комиссию по делам несовершеннолетних, постановка на учет в ИДИ. Событие оценивалось самим подростком как угрожающее видимому благополучию (Екатерина Л. боялась быть отвергнутой сверстниками, потерять их уважение). Когда событие произошло, Екатерина Л. испытывала страх и чувство вины. Следует заметить, что сама жизненная ситуация, в которой произошло событие, являлась очень непростой (мать девочки, лишенная родительских прав, находилась в тюрьме за употребление наркотиков). Жилищные условия девочки на тот момент были хорошими (Екатерина Л. жила в двухкомнатной квартире с бабушкой, которая являлась ее опекуном).

    Когда произошли названные выше события, Екатерина Л. упрекала себя, пробовала не думать о случившемся (самообвинение, избегание). Психическая напряженность была и во время проведения консультации: девочка в момент разговора ковыряла ногти и сидела низко опустив голову («Дистанцирование»), Девочка испытывала чувство вины и боялась, что сверстники узнают о ее ситуации в семье и что это «не приведет ни к чему хорошему», т. к. «будет еще хуже». Во время консультирования она говорила о том, что не хочет повторять судьбу матери. На вопрос «А что же надо делать, чтобы этого не случилось?» ответила, что нужно лучше учиться и добиваться хороших результатов в спорте. Екатерина Л. также выразила желание получить рекомендации по выбору будущей профессии (через год класс должны были расформировывать по направлениям). Девочка согласилась выполнять определенные действия, которые помогли бы ей эффективно решить ее проблему: ежедневное выполнение уроков, посещение курсов по выбору и факультативных занятий, а также ежедневное посещение тренировок. В процессе беседы Екатерина Л. назвала тех людей, на которых она отныне будет опираться в трудных ситуациях. Это бабушка, которая также была заинтересована в ее успехах, классный руководитель, а также тренер по плаванию, который разглядел потенциал ребенка.

    Все вышеизложенное обусловило выбор методов работы. От работы в тренинговой группе Екатерина Л. отказалась, т. к. страх потерять уважение и дружбу одноклассников остался. С классным руководителем были обсуждены методы и приемы дальнейшего эффективного воздействия на подростка (было принято решение более интенсивно включать Екатерину Л. в жизнь класса, показать значимость достигнутых ею результатов в плавании другим подросткам, заинтересовать ее работой в каком-либо кружке по выбору). Все это должно было служить развитию волевой сферы девочки, повышению ее самооценки, росту уверенности в собственных силах. В течение учебного года нами отслеживались происходящие с подростком изменения. Мы узнавали о них из проводимых бесед с классным руководителем, учителями-пред — метниками, самой девочкой. Одновременно вносились коррективы в программу работы с Екатериной Л. в случае использования неэффективных приемов и методов. Так, например, девочка не показала значительных результатов в плавании, что дало нам основание считать профессинальную спортивную карьеру маловероятной. Поэтому в процессе беседы мы обратили внимание подростка на подготовку к поступлению в учебное заведение после окончания школы, а также на необходимость дополнительных занятий по учебным дисциплинам, знание которых необходимо для сдачи вступительных экзаменов.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы: