• Способ преодоления «Курение»

    Август 10, 2016 Нет комментариев

    В 4-й кластер объединились «Мысли о хорошем» и «Переоценка значимости события». И если мысли о чем-то хорошем во время переживаемого подростком стресса свидетельствуют об избегании, то второй способ преодоления-о позитивной переоценке.

    Способ преодоления «Курение», выделенный вместе со способом «Не обращаю внимания» (избегание) в 5-й кластер, имеет тот же культуральный аспект, что и «Прием алкоголя», т. к. в подростковой среде принято курить в компании сверстников. Вместе с тем и прием алкоголя, и курение явно включают в себя и попытку отвлечься, расслабиться, избежать конструктивного решения трудной жизненной ситуации. 6-й кластер представлен такими способами преодоления, как «Ненависть к другим» и «Попытка не думать о случившемся» (избегание). Несмотря на различную направленность, оба способа преодоления являются эмоционально ориентированными и малоэффективными.

    Способы преодоления стрессоров, выявленные на заключительном этапе кластеризации («Сон», «Ничего не делаю», «Проявление тревоги», «Не помню, не знаю»), также свидетельствуют об эмоционально ориентированном преодолении, направленном на избегание.

    Количественный и качественный анализ способов преодоления воздействия стрессоров продемонстрировал, что большинство подростков используют при разрешении возникающих с ними жизненных трудностей эмоционально ориентированные малоэффективные способы («Избегание», «Дистанцирование»),

    Стрессоры микросреды (жизненные события, возникающие в школе, семье, при общении со сверстниками) различаются по интенсивности их воздействия на подростка в зависимости от половозрастных особенностей. Проблемы семейных взаимоотношений имеют огромное значение по интенсивности их воздействия для мальчиков-под — ростков. Проблемы взаимодействия в группе сверстников и проблемы в школе обладают меньшей стрессогенностью по интенсивности их воздействия по сравнению с проблемами в семье. Для девочек-под — ростков наиболее стрессогенны проблемы в семье (учащиеся V-VII классов), проблемы в школе (учащиеся VIII классов), проблемы взаимодействия со сверстниками (учащиеся IX классов). При осуществлении рангового анализа было выявлено, что наиболее подверженной воздействию стрессоров у учащихся V-IX классов оказалась личностная сфера. На втором месте по значимости у учащихся V-VI классов выступает когнитивная сфера, у учащихся VII —IX классов-поведение. Проблемы здоровья оказались наименее осознаваемыми учащимися V-IX классов.

    В процессе диагностики была изучена и выявлена интенсивность и последствия воздействия стрессоров на подростков; выделены стрессоры, осознаваемые учащимися V-IX классов и способы их преодоления, спрогнозирован и смоделирован процесс обучения подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров в условиях общеобразовательной школы. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки и применением соответствующих методов количественной статистической обработки данных.

    Возрастная динамика воздействия осознаваемых стрессоров у подростков имеет следующую тенденцию: у пятиклассников выявлена относительно низкая степень воздействия осознаваемых стрессоров, у учащихся VI-VIII классов наблюдается повышение и стабилизация степени воздействия осознаваемых факторов стресса, а затем проис — ходит ее возрастание в IX классах. При этом количество девочек-под — ростков, обучающихся в V-IX классах общеобразовательной школы с высокой степенью воздействия стрессоров больше (при уровне значимости р<0,01), чем мальчиков-сверстников.

    Таким образом, в процессе исследования были установлены степень воздействия стрессоров, а также те жизненные события, кото рые выступили для подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, в качестве стрессоров.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы: