• Школы мудрых и Библия

    Январь 27, 2015 Нет комментариев

    Школы мудрых и БиблияНесмотря на то что, насколько нам известно, в древнем Израиле не существовало полового просвещения на формальном уровне, обучение молодежи премудростям жизни происходило через так называемые школы мудрых. Это обучение вопреки заявлениям пророков или Торе основывалось вовсе не на божественном откровении; то была жизненная мудрость, почерпнутая из наблюдений. Эти старцы, образно говоря, «сами там были». Они прожили жизнь и уразумели, какие модели поведения ведут к краху, а какие — к успеху. Их высказывания собирались в некие своды, которые подпадали под литературную категорию так называемой мудрости (хокма). Эти записи представляли собой нечто большее, чем обыкновенный житейский здравый смысл. Вспомните, например, речи мудрой женщины (хак — ма), которую Иоав послал к Давиду, чтобы восстановить отношения между ним и Авессаломом. Она проявила подлинную смекалку и с помощью притчи заставила Давида изменить свою позицию (2 Цар. 14:1-20). Поучения мудрых использовались постоянно и преподавались в школах.

    Многие ученые приходят к выводу, что царским судом Израиля, начавшим свою деятельность при Соломоне, а может быть, и при Давиде, были учреждены царские школы, где готовили будущих чиновников. Эти школы строились по такому же принципу, как в Египте или Месопотамии. Молодые люди из аристократических семейств обучались в них письму, математике и хорошим манерам. Учителями были мудрые старцы, которые с помощью пословиц, афоризмов, притч и проповедей старались научить их избегать неудач и добиваться успеха. Ученики записывали и переписывали эти афоризмы, одновременно совершенствуя навыки письма и усваивая основы жизненного поведения.

    Несмотря на то, что учителя не забывали о теологических аспектах религии Израиля, это не было основой их учения. Афоризмы, которыми они пользовались, не вступали в противоречие с существующими верованиями, однако материал был целиком и полностью взят из жизни и из наблюдений над тем, как поведение человека влияет на его жизнь.

    Эти поучения собраны в книге Притчей Соломоновых, Екклесиасте, Книге Иова, Екклесиастикусе, или Книге Премудрости Иисуса, сына Си — рахова (далее Сирах), и сочинении I века до н. э. под названием Книга премудрости Соломона. Несмотря на то что многие поучения вышли из школьных стен, ко времени начала распространения христианства каждый учебный центр был связан с тем или иным человеком. Одну из таких школ возглавлял Иисус, сын Сирахов.

    Почти все мудрые учили молодежь таким добродетелям, как честность, смирение перед сильными мира сего, усердие, трудолюбие и лояльность. Отрицательными качествами считались лживость, самонадеянность, лень, ненадежность и равнодушие, к общественным нуждам. Учителя восхваляли достоинства брака, предупреждая, однако, своих учеников, что далеко не все браки являются счастливыми (Прит. 19:13; 21:19; 25:24; Сир. 25:16 и далее; 26:7). В поучениях перечислялись качества хорошей жены, которую должен искать себе молодой человек. Хорошие жены делают своих мужей счастливыми (Прит. 31:10-31; Сир. 25:8; 26:1; 13-18), помогают воспитывать детей (Прит. 1:8-9), делят с мужьями и радость, и горе, и успехи, и неудачи (Прит. 10:1; 17:25; 23:25; 28:24). Позднее христианская мудрость снизила роль женщины. Женщина, созданная из мужчины и для мужчины (1 Кор. 11:8), должна была признать свою второстепенность. Она должна была хранить тишину в храме и помнить о своем подчиненном положении. Если жена хотела спросить мужа о чем-то, она имела право сделать это только дома (1 Кор. 14:33 и далее). Одеваться женщина должна была скромно, не пользуясь украшениями для волос или одежды. Ей следовало беспрекословно слушаться мужа и признавать, что спастись она может только через рождение детей (1 Тим. 2).

    Древние мудрецы предостерегали своих учеников от общения с порочными, развратными женщинами, поскольку это могло привести только к травме. Молодым людям говорили, что путь мудрых предостережет их от уловок:

    От жены другого, от чужой [чужеземки], которая умягчает речи свои [Прит. 2:16]

    Возможно, в этом отрывке говорится о женщине, которая оставила своего мужа или отступила от общепринятых общественных норм; однако это также может быть предостережением от общения с приверженкой чужеземного культа плодородия, например, культа Иштар, вавилонской богини любви, войны и плодородия. Участие в религиозных языческих обрядах могло восприниматься как пустая трата священного семени сынов израильских на производство потомства, которое не может по происхождению своему служить делу укрепления семьи. Молодому человеку настоятельно советовали:

    <blockquote>Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

    Пусть не разливаются источники [семя?] твои по улике,

    потоки вод [семя?] — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою</blockquote>.

    [Прит, 5:15-17]

    Та же идея отразилась в отрывке, который отсутствует во всех древних списках Сираха (а также в синодальном переводе Библии. — Прим. пер,) Мудрец предупреждает:

    <blockquote>Сын мой, береги цветок юности и не растрачивай силу свою на чужеземцев.

    Когда осмотришь равнину, найди плодородный надел и брось в землю свое семя [сперму], помня о своих предках.

    Твои дети будут процветать, уверенные в своих родителях</blockquote>.

    [Сир. 26:19-21]

    По тону обе книги — и Притчей, и Сираха — напоминают мужской разговор сына с отцом, дающим своему отпрыску искренние советы. В рекомендации сохранять верность жене и не впадать в искушение вступить в связь с другой женщиной нет ничего от проповеди. Это чисто практический совет: такая связь может привести к потере не только благосостояния и репутации, но и жизни.

    Мудрец, создавший книгу Притчей, дает своим юным ученикам соблазнительное описание жены. Это прекрасная девушка, «любезная лань».

    «Груди ее да упоят тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно», — советует автор молодому читателю. Однако искушения подстерегают его буквально везде! Мудрый наставник рассказывает о своем опыте как об ошибке глупой юности:

    <blockquote>Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных,

    заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

    И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее; то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.

    Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему:

    «Мирная жертва у меня; сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и — нашла тебя.

    Коврами я убрала постель мою,

    разноцветными тканями египетскими;

    спальню мою надушила смирною, алоем и корицею.

    Зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовию, потому что мужа нет дома; он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

    Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

    Тотчас я пошел за нею,

    как вол идет на убой и как олень на выстрел</blockquote>.

    [Прит. 7:6-22]

    Вполне возможно, что, как предполагают некоторые комментаторы, эта женщина относилась к приверженцам культа Афродиты или Ииггар и была замужем за богатым купцом. Ритуалы культов плодородия включали священную жертву и совокупление. Другие ученые считают, что вопрос о культе плодородия в данном случае второстепенен, потому что наставник просто предупреждает своих учеников об опасности связи с замужней женщиной, которая ведет себя как блудница и на самом деле может оказаться проституткой. В писаниях мудрых очень много предостережений против таких приключений. Учитель настаивает на том, что его мудрые слова специально предназначены для того, чтобы защитить слушателей от порочной женщины:

    <blockquote>От льстивого языка чужой [чужеземки?]

    Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;

    Потому что из-за жены блудной обманывают до куска хлеба, а замужняя жена утоляет дорогую душу.

    Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

    Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

    То же бывает и с тем, кто входит [как любовник] к жене ближнего своего;

    кто прикоснется к ней, не останется без вины</blockquote>.

    [Прит. 6:24-29]

    «Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума», — продолжает мудрец (Прит. 6:32). Сирах, кроме того, осуждает и «старика прелюбодея, ослабевающего в рассудке» (Сир. 25:4). Он предостерегает:

    Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «Кто видит меня?»

    Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня:

    чего мне бояться?

    [Сир. 23:24-25]

    Он осуждает распутную жену:

    Так и жена, оставившая мужа своего и произведшая наследника от чужого в блуде прелюбодействовала и произвела детей от чужого мужа.

    Она будет выведена [на наказание] пред собрание, и о детях ее будет исследование.

    Дети ее не укоренятся, и ветви ее не дадут плода.

    [Сир. 23:31-34]

    Мудрый ученик избегает двусмысленных ситуаций в отношениях с женщинами. Сирах советует:

    Отнюдь не сиди с женою замужнею,

    и не оставайся с нею на пиру за вином.

    [Сир. 9:9]

    Он продолжает:

    Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее; гниль [язвы?] и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится.

    [Сир. 19:2-3]

    Возможно, Сирах говорит здесь о какой-нибудь венерической болезни, однако не исключено также, что он имеет в виду путь блудницы и путь смерти — это одно и то же. Агур бен Йаке из Массы, чьи слова сохранила для нас Книга Притчей, так оценивает прелюбодеяние:

    Таков путь и жены прелюбодейной;

    Поела и обтерла рот свой и говорит:

    «Я ничего худого не сделала».

    Возможно, эти слова сказаны о любой женщине, удовлетворяющей свой сексуальный аппетит. Кроме того, в этом отрывке речь может идти об оральном сексе.

    Осведомленность о половых отношениях, несомненно, входила в «программу» житейского просвещения в древнем Израиле. Поучения о том, что некоторые виды половых сношений порочны, должны были удержать людей от того, что по религиозным законам считалось неприемлемым. Однако иногда эти правила нарушались. Люди, которые преступили принятые моральные нормы, неизбежно должны были начать испытывать чувство вины — вины, связанной со своим отношением к сексу, сексуальными желаниями и фантазиями, а также с любой формой внебрачного секса. Религиозные учения, с их идеей наказания, заставляли людей бояться того, что божество накажет за грехи и нашлет рок и гибель, как это предсказывали мудрые. Этот стереотип благополучно дожил до наших дней. В ходе исследования поведения 420 женатых людей, проведенного в 1964 году, доктор Джеймс Петерсон обнаружил, что чувство вины за свои сексуальные действия в наибольшей степени присутствовало у тех, кто принадлежал к консервативным конфессиям, а в наименьшей —.у атеистов1. Помощь тем, кто отягощен этим чувством вины, — это первейшая обязанность психотерапии.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...