• Шкала жизненных событий, вызывающих стресс

    Август 02, 2016 Нет комментариев

    Инструкция для респондентов. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами очков.

    №п/п Жизненные события Оценка

    1. Смерть отца или матери 98

    2. Смерть брата или сестры 95

    3. Смерть близкого друга 92

    4. Развод или разъезд родителей 86

    5. Неуспеваемость по одному

    или нескольким предметам в школе 86

    6. Провал на экзамене 85

    7. Арест 84

    8. Один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем (но не сам подросток) 79

    9. Попадание в зависимость от алкоголя или наркотиков 77

    10. Потеря любимого домашнего животного 77

    11. Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка) 77

    12. Потеря работы 74

    13. Разрыв с другом или подругой 74

    14. Исключение из школы 73

    15. Беременность подружки 69

    16. Потеря работы родителем 69

    17. Получение травмы или болезнь 64

    18. Стычки с родителями 64

    19. Конфликты с преподавателем или начальником на работе 63

    20. Чрезмерная худоба, слишком высокий или слишком низкий рост 63

    21. Переход в новую школу 57

    22. Переезд на новое место жительства 51

    23. Перемены во внешнем облике (например, появление очков) 47

    24. Ссоры с братом или сестрой 46

    25. Начало менструации (для девушек) 45

    26. Переезд в семью нового члена

    (дедушки, бабушки, приемного брата, сестры и т. д.) 35

    27. Первые дни работы 34

    28. Беременность матери 31

    29. Первое свидание 31

    30. Знакомство с новыми друзьями 27

    31. Вступление в брак брата или сестры 26

    Интерпретация результатов

    Общая сумма баллов Степень воздействия стрессоров

    0-199 Низкая

    200-299 Средняя

    300 и более Высокая

    По мнению авторов «Шкалы» Т. Холмса и его коллег [39], жизненные события, вызывающие стресс, могут быть как положительными, так и отрицательными, что совпадает с мнением основоположника учения о стрессе Г. Селье [147]. Полученные американскими учеными [39] данные показали, что жизненные события могут быть проранжированы по «количеству» и «длительности», и что их шкальные показатели, идущие в порядке убывания, стабильны для групп, различающихся по социоэкономическим, возрастным и расово-культурным признакам. Е. Пей — кел, Б. Пруссофф и Е. Уленхут [39] измеряют стрессогенность жизненного события исходя из того, насколько сильно оно расстраивает человека и измеряют соответственно этому паказателю субъективную оценку ( гепкни стресса. Связывая события с состоянием стресса, авторы автоматически подтверждают наличие связи между неблагоприятным событием и вызванным им стрессом. При проведении исследования по «Шкале жизненных событий, вызывающих стресс» учитывался тот факт, что причиной возникновения стресса является не одно какое-либо событие, а их комплексное воздействие.

    С целью уточнения значимости каждого стрессора для белорусских подростков, мы сочли целесообразным адаптировать «Шкалу жизненных событий, вызывающих стресс» к условиям белорусской национальной среды. В адаптации принимали участие 300 учащихся V-IX классов общеобразовательных школ №51, 65, 99, 176, 184 г. Минска, а также СШ№2 г. Копыля, Горецкой базовой школы, СШ №3 г. Сморгони, Вы — дрицкой общеобразовательной школы (Крупский район),Чудинской СШ Ганцевичского района. При проведении адаптации учитывались основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям. Речь идет о научно обоснованных методах, отвечающих требованиям валидности (соответствия и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначается методика), надежности (возможности получения с помощью методики

    устойчивых показателей), однозначности (степени, с которой получаемые с помощью методики данные отражают изменения именно и того i пойства, для оценивания которого методика применяется) и точности (способности методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического жсперимента) [40].

    Адаптация была проведена в 2002-2003 учебном году и реали- ювалась в два этапа. На первом-ряд изменений был внесен в номинацию и содержание отдельных пунктов. Это было связано с тем, что понятие «подростковый возраст» в традиции американской научной литературы включает более широкий временной интервал, чем в отечественной психологии, и обозначает молодого человека от 13 до 20 лет. Следовательно, у американских подростков возникает более широкий спектр проблем, приводящих к стрессу, чем у белорусских школьников-учащихся V-IX классов. Кроме того, возникла проблема понимания подростками некоторых фраз и формулировок, предложенных в оригинальной «Шкале…» Р. К.Яворта, Дж. Йорка, М. Е.ХессиД. Гудвина, что потребовало уточнения предложений, описывающих жизненные события, без изменения сущности и внутреннего содержания методики. Например, в оригинальной методике был заявлен шестым пунктом «Арест». Констатируем, арест-не характерное действие в отношении белорусского подростка, учащегося V, VI и даже IX классов, более того, арест проводится только с санкции прокурора. Белорусских подростков милиция чаще задерживает, вызывая в участок родителей и отправляя в адрес школы сообщения о случаях правонарушения. Таким же образом подвергся уточнению и пункт 15-«Беременность подружки», который в новом прочтении стал звучать как «Подростковая беременность». Слово «стычки» также вызывало вопросы учащихся V-VI классов, поэтому к нему было добавлено слово «ссоры», понятное всем без исключения. Пункт 7 («Провал на экзамене») также был изменен, т. к. экзамены белорусские подростки сдают только в IX классе. Для учащихся младших классов актуальным является представление итоговой письменной работы. Подобным образом были уточнены и другие жизненные события, вызывающие стресс.

    Были изменены «Инструкция для респондентов» и бланк ответов. Подросткам предлагалось проранжировать по степени значимости события, перечисленные в определенной последовательности американскими подростками.

    Инструкция для респондентов. Вам предлагается список жизненных событий, которые могут привести к переживанию состояния стресса (психической напряженности). На основе опроса Ваших сверстников из США американские ученые составили список проблемных жизненных событий, которые расположили в порядке убывания по степени их значимости. Внимательно прочтите весь список. Подумайте, согласны ли Вы с их мнением в расстановке порядкового номера по степени значимости каждого из событий. Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, а также представить другие ситуации, которые могут с Вами произойти. Прораижируйте их по степени значимости для Вас, обозначив цифрой 1 самое важное для Вас событие, цифрой 2 —менее важное, но также очень значимое и т. д. до 31. Если кроме описанных событий с Вами может произойти или уже произошло событие, не обозначенное здесь, впишите его и присвойте ему порядковый номер по степени значимости. В соседнюю колонку таким же образом впишите количество баллов, которое, по Вашему мнению, может набрать указанное событие. Самое значимое для Вас событие обозначьте самым крупным, на Ваш взгляд, количеством баллов (наибольшее количество баллов = 10).

    Для получения информации необходимо найти среднее арифметическое ранговых оценок-показателей всех опрошенных учащихся по каждому пункту, обозначающему жизненное событие. Например, количество баллов по пункту 1 («Смерть отца или матери») из 32 опрошенных в классе поставили оценку «1»-26 учащихся, оценку «2»-3 учащихся, по одному учащемуся поставили оценки «4», «7», «8». Значит, среднее арифметическое будет: (1 ■ 26+2 — 3+4+7+8):32=1,59. Результат округляется до сотых. Полученная общая ранговая оценка характеризует общую картину в классе. Точно так же подсчитывается среднее арифметическое по баллам, расставленным респондентами.

    После этого подсчитывается общее количество баллов по всем (от 1 до 31) пунктам, к сумме которых прибавляются и вписанные ниже «собственные события». Сравнивается число учащихся, набравших одинаковое количество баллов. (Например, 160 баллов набрало х человек, 169 баллов набрало х человек и т. д.). После этого сравниваются показатели мальчиков и девочек.

    На втором этапе адаптации «Шкалы…» на основании проведенных подсчетов изменилось количество жизненных событий и сумма баллов, соответствующих высокой, средней и низкой степени воздействия стрессоров на подростков. Первые четыре позиции «Шкалы…» («Смерть отца или матери», «Смерть брата или сестры», «Смерть близкого друга», «Развод или разъезд родителей») оказались одинаковой степени значимости. В результате адаптации некоторые стрессоры переместились по шкале и заняли иные, нежели в американской методике, места. Так, например, фактор стресса «Частое употребление спиртных напитков одним из членов семьи» с 8-го места переместился на 5-е, а «Низкие отметки по одному или нескольким учебным предметам»-с 5-го на 17-е место. Было также выявлено, что для белорусских подростков оказались значимыми позиции, отсутствующие в оригинальной «Шкале…» («Случай воровства», «Подготовка к поступлению в средние специальные учебные заведения», «Факт приобретения компьютера», «Пропуск значимого события»). Это указало на необходимость установления различий в показателях, полученных по оригинальной и адаптированной «Шкале…». При использовании метода ранговой корреляции Ч. Спирмена большой разницы между стрессорами, выявленными в процессе исследования американских подростков, и жизненными событиями, проранжированными белорусскими подростками, не наблюдается.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...