• Родина мотоциклетных гонок по льду

    Март 15, 2018 Нет комментариев

    По некоторым данным, одни из первых соревнований в ледовом спидвее датируются январем 1924 г. В Австралии в это время лето в самом разгаре, ребята Хоскинса только начинают свои ярмарочные бега. В лютую стужу Россия хоронит своего злого дедушку Ленина. А на конькобежную дорожку олимпийского стадиона в шведском городе Хускварна выходят участники заезда по айс-спидвею. Заезд этот был единственным в тех гонках. Его выиграл известный мастер ипподрома и велогонок Карл Йоганссон на мотоцикле чешского производства «Лаурин-Клемент» с колесами, оснащенными стальными скобами.

    Как рассказывал Арне Бергстрем (руководитель шведской делегации на «Кубке дружбы» в 1960 г.), гонки по льду в Швеции в 20-х годах вначале проводили на прямых дорожках: 500 м в одном и столько же — в обратном направлении. Затем гонки перенесли на круг длиной 1000-1200 м, а с 1932 г. эти соревнования

    Известный конькобежец и тренер Константин Кудрявцев, вернувшийся в 1938 г. из Финляндии и Швеции, поделился впечатлениями о новой заграничной забаве: он был свидетелем того, как по окончании забегов конькобежцев на той же дорожке провели заезды мотогонщиков.

    Нельзя сказать, что состязания ледовиков сразу завоевали популярность, как велогонки или скачки. На льду трудно было развить большую скорость мотоциклов, гонщики много падали, случалось даже, что никто из них не доходил до финиша. Поэтому с признанием мотогонок по льду новым видом спорта особо не спешили, проводились они эпизодически и по разным правилам. По некоторым данным, с 1924 г. до начала Второй мировой войны в странах Скандинавии состоялось только девять соревнований, преимущественно — на озерах Финляндии. Для этого приспосабливали разные мотоциклы, в основном — с летнего спидвея. Правда, проводились уже и международные гонки.

    Год от года повышается техника езды, стальные скобы на покрышках были заменены длинными острыми шипами. Все это позволило увеличить скорость, сделать соревнования более зрелищными.

    В довоенные годы ледяной спидвей проникает из скандинавских стран в Нидерланды, Францию, Великобританию, Чехословакию, целый ряд гонок был проведен в альпийских районах Центральной Европы.

    В. А.Карнеев и Г. Ф.Кадыров вспоминают, что известный деятель в мотоциклетном мире немец Йозеф Гигенбах показывал как — то открытку, на которой был изображен молодой улыбающийся крепыш на мотоцикле «Руцж» с зашипованными колесами на фоне озера Эльбзее. Внизу была надпись: «Зепп Гигенбах, 1929 год» (по другим данным — 1933 г.).

    А где же все эти годы были наши мотоциклисты? О том, что происходило с мотоспортом в СССР до войны, уже говорилось выше: гонки прекратились из-за отсутствия гоночных мотоциклов. Только с середины 30-х годов, когда молодая советская мотопромышленность наладила выпуск дорожной техники, появилась возможность хоть как-то ее использовать в спортивных целях. Для ледовых гонок, в первую очередь, приспосабливали мотоциклы малой кубатуры, легкие, с поперечными габаритами, обеспечивающими достаточный наклон мотоцикла на повороте.

    По воспоминаниям старшего поколения, в 1936-37 гг. в Ленинграде проводились показательные выступления мотоциклистов на небольших катках, заливаемых, в частности, вокруг Измайловского собора, а также на льду прудов в парках. При такой короткой дистанции гонки скорее напоминали ледовый шорт-трек.

    По некоторым сведениям, датой проведения одной из первых гонок в СССР считается зима 1938 г. Это были показательные выступления мотоциклистов на льду пруда ЦПКиО им. Кирова в Ленинграде (тоже шорт-трек, но подлиннее). Затем был проведен ряд показательных гонок в Москве и в городах Поволжья, которые привлекали внимание публики как развлечение, но регулярными соревнованиями, как и за рубежом, не торопились становиться.

    В марте 1938 г. зрители, собравшиеся на московском стадионе «Динамо», в перерыве матча по хоккею с мячом стали свидетелями шоу: по ледяной дорожке, на которой накануне выступали конькобежцы, московский спортсмен Сергей Бучин промчался на мотоцикле, оборудованном специальными шипами конструкции инженера и гонщика Николая Закревского1. Зрителей такой цирковой номер, естественно, привел в восторг (тогда вообще народ жил с энтузиазмом): Бучин то исполнял на мотоцикле пируэты, опираясь на лед ступней, то ехал по льду, стоя на сиденье и не держась за руль.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...