• Работа литературного клуба

    Август 16, 2016 Нет комментариев

    Кроме отрывка «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, нами были поставлены и показаны другим учащимся СШ №3 отрывки из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Песни про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова.

    Работа литературного клуба была органично связана со всеми сторонами жизни школы, что, как показало исследование, явилось одним из условий эффективности процесса преодоления факторов стресса. Вместе с тем по наблюдению экспертной группы, учителя-предметники лучше стали относиться к мальчикам-подросткам, принимавшим участие в постановках. Деятельность подростков в литературном клубе также способствовала их социализации, формировала навыки организаторской работы в коллективе, давала возможность подросткам испытать себя в роли полноправных членов кружка, что, несомненно, повышало их самооценку. В процессе работы литературного клуба у учащихся изменилось отношение к заявленному при проведении беседы основному фактору стресса (ссоры с учителями). По словам самих подростков, у них уменьшилось количество конфликтов с учителями, улучшилась успеваемость. По мнению классных руководителей, у подростков появилась большая уверенность в себе как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Способы преодоления воздействия стрессоров, которые стали применять подростки после проведения с ними работы в рамках литературного клуба, также изменились. Эмоционально ориентированную стратегию «Избегание» выбрали три мальчика, «Дис — танцирование»-один мальчик. Проблемно ориентированную стратегию преодоления стресса «Противоборство» выбрали три мальчика, «Планомерное разрешение проблем»-пять мальчиков и одна девочка, «Поиск социальной поддержки»-три мальчика и одна девочка. Таким образом, большинство учащихся после занятий в литературном клубе стали использовать эффективные способы преодоления воздействия стрессоров. Задачи, поставленные нами в начале работы клуба, были выполнены.

    Таким образом, в работе тренинговых групп участвовало 12 де- вочек-подростков («Тренинг общения») и один мальчик («Тренинг по факту агрессии со стороны сверстников»). Семинар «Учись учиться» посетило 5 мальчиков-подростков с проблемами в обучении. За период работы литературного клуба его членами были 10 человек (9 мальчиков и 1 девочка), заявивших в качестве стрессора ссоры с учителями. Четверо подростков из экспериментальной группы (2 мальчика и 2 девочки) от участия в групповых формах работы отказалось.

    Как свидетельствуют результаты исследования, в деятельности тренинговых групп, которые мы вели на формирующем этапе исследования, принимали активное участие в основном девочки. Они стремились посещать каждое занятие, что позволило нам закончить работу с группой практически в первоначальном составе. Что же касается литературного клуба, то его постоянными членами и самыми активными участниками были мальчики. По нашему мнению, это было связано с тем, что на тренинговых занятиях в основном происходило эмоциональное переживание и переоценка значимости проблемы с обсуждением своего эмоционального состояния, что, по мнению ряда авторов, является способом, характерным для женского типа преодоления стресса. В период функционирования литературного клуба подростки принимали участие в социальной поддержке других людей. Это проявилось в оказании посильной помощи детям-сиротам (воспитанникам детского дома) и ветеранам Великой Отечественной войны. Она выражалась в конструктивной деятельности, что является признаком мужского типа преодоления стресса [114; 151; 190].

    Анализ литературы позволяет считать, что в научных исследованиях фиксируются произошедшие изменения по прошествии 6-7 месяцев после завершения формирующего эксперимента. Поэтому при оценке результативности комплексной программы мы сравнивали показатели с учетом указанных временных рамок, которые обычно совпадают с началом и концом учебного года, тем более что к концу учебного года, по нашим наблюдениям, психическая напряженность учащихся усиливается, а негативное психическое состояние обусловливается еще и проблемой, связанной с получением годовых отметок.

    Повторное диагностирование, проведенное после эксперимеи тального воздействия, стремилось дать ответы на следующие вопросы.

    1. Изменилось ли количество баллов, полученных подростками в процессе проведения опросных методов,

    до и после экспериментального воздействия?

    2. Начали ли учащиеся использовать после проведения эксперимента эффективные способы преодоления стресса?

    3. Удовлетворены ли подростки полученными результатами?

    4. Совпадает ли заключение экспертной группы, основанное

    на наблюдении за подростками-участниками экспериментальной группы с нашими выводами?

    На эти вопросы был дан положительный ответ. Приведем более подробные данные, демонстрирующие эффективность экспериментального воздействия.

    При сборе информации для проверки эффективности комплексной программы по преодолению воздействия стрессоров были проанализированы данные, полученные с помощью повторного применения диагностических методик. Одной из задач повторной диагностики явилось установление иерархии показателей подверженности воздействию стрессоров по «Шкале жизненных событий, вызывающих стресс» до и после эксперимента.

    Обработка данных по критерию Т-Вилкоксона для выявления значимости различий в отношении показателей воздействия стрессоров приведена ниже. В условиях проведенного эксперимента применение критерия Т-Вилкоксона возможно, т. к. выполнены все допущения критерия и прежде всего:

    1. выборки случайные и зависимые;

    2. изучаемое свойство (воздействие осознаваемых стрессоров) распределено непрерывно в обеих совокупностях, из которых сделаны выборки;

    3. пары значений (X; У) взаимно независимы (X. — один из 32 показателей стресса у учащихся в начале работы, У.-один из 32 показателей стресса у подростков в конце диагностической работы);

    4. шкала измерений для X. и У. является интервальной.

    Обработка данных по критерию Т-Вилкоксона будет осуществляться следующим образом.

    6. Проверяем правильность ранжирования на основе совпадения сумм рангов, полученных двумя способами. Поскольку величины совпали (528=528), следовательно, ранжирование проведено правильно.

    7. Отмечаем * все имеющиеся в таблице нетипичные сдвиги. В нашем случае — это пять положительных сдвигов (N/N 8; 12; 14; 15; 16).

    8. Суммируем ранги нетипичных сдвигов. Это и будет искомая величина Т)чг1 В нашем случае эта сумма равна: Тзт = 26+27+14+15,5+8=90,5.

    Проверяем гипотезу Н0: различия в отношении распределения степени воздействия стрессоров на подростков в начале и в конце диагностической работы не существенны. Поэтому альтернативная гипотеза Hj формулируется следующим образом: проведенный диагностический процесс способствовал установлению различий в отношении степени воздействия стрессоров на подростков.

    По таблице определяем критические значения Ткр для п = 32. На уровне значимости а = 0,01 Ткр = 140. Поскольку в нашем случае основной, нетипичный сдвиг-отрицательный, то дополнительный, нетипичный сдвиг будет положительным, а на уровне значимости в 1 % сумма рангов таких сдвигов не должна превышать числа 140. Поскольку 140>90,5,то нулевая гипотеза Н0 отвергается и принимается альтернативная Нг которая показывает, что специально организованная работа психологического сопровождения способствовала снижению степени воздействия стрессоров на подростков по «Шкале жизненных событий, вызывающих стресс».

    Определим влияние проведенной работы на изменение воздействия на подростков факторов микросреды (факторов стресса): 1) воздействия стрессоров, вызванных проблемами в школе; 2) семейных стрессоров; 3) факторов стресса, вызванных проблемами в общении со сверстниками. Определим также степень воздействия стрессоров на подростков. Результаты диагностики 32 учащихся, представленные в табл. 28, демонстрируют незначительное изменение степени воздействия стрессоров.

    В настоящем случае целесообразно применить непараметрический критерий знаков G для зависимых выборок респондентов [45]. Этот критерий дает возможность установить, насколько значимо изменились значения степеней сопротивляемости стрессу у подростков однородной выборки при повторном измерении по сравнению с первоначальным.

    В соответствии с задачами опытно-экспериментальной работы формулируем нулевую гипотезу следующим образом: Н — специально организованная работа с учащимися не оказала существенного влияния на степень воздействия осознаваемых подростками стрессоров. Тогда альтернативная гипотеза будет иметь вид: Н — проведенная работа способствовала изменению степени воздействия осознаваемых подростками стрессоров в лучшую сторону.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...