• Психологическое просвещение учителей

    Август 13, 2016 Нет комментариев

    Социальная среда, в которой происходит формирование человека,-это общество в целом, во всех сферах его проявления [23]. Одним из институтов социализации, через который происходит непосредственное взаимодействие общества и индивида, является школа. Как показали наши исследования, проблемы, возникающие в ситуации обучения, занимают второе место по стрессогенности после проблем семейного взаимодействия, выходя к IX классу на первое место. Поэтому на педагогических советах и засс даниях методических объединений учителя были проинформированы о проведенных исследованиях в области стресса и психологического преодоления, проблемах подросткового возраста, воздействии стрессоров микросреды на подростка, эффективных способах преодоления воздействия факторов стресса. Педагогический консилиум был проведен с целью сопоставления данных, полученных в ходе проведения исследования, с итогами наблюдения экспертов за подростками экспериментальной группы.

    Подведение итогов на совещании в присутствии администрации школы (директора). На совещании с участием директора, администрации и учителей школы был представлен отчет о проделанной работе и результатах экспериментального исследования.

    Таким образом, два блока комплексной программы по преодолению воздействия стрессоров оказались объединены общей целью-предоставлением полной профессиональной информации о способах преодоления факторов стресса как самим школьникам-подросткам, так и их учителям и родителям. Как показало исследование, описанная выше комплексная программа оказалась достаточно полной, целостной и эффективной.

    Перспективы диссертационного исследования:

    1. дальнейшая разработка разнообразных методик с учетом сенситивных периодов развития личности;

    2. сравнительный анализ воздействия стрессоров и процесса преодоления факторов стресса на разных этапах онтогенеза.

    3.2. Осознание подростками использования эффективных способов преодоления воздействия стрессоров в условиях общеобразовательной школы

    • Разработанная комплексная программа предусматривала выполнение следующих задач:

    • выявление воздействующих на подростков факторов стресса;

    • определение негативного воздействия этих стрессоров на учащихся;

    • описание способов преодоления стресса, применяемых подростками;

    Вышеперечисленные действия использовались для стимулирования у подростков процесса осознания факторов стресса и способов преодоления их воздействия.

    Успешное преодоление стрессоров во многом зависело от правильно осуществленного экспериментального воздействия. Поэтому при разработке плана индивидуальной беседы с подростком (когнитивный подход) мы опирались на исследование Дж. Сейфидж-Кренке, которая приводит пример работы по преодолению воздействия стрессоров через субъективную оценку (осознание) учащимся собственного состояния [195]. По ее мнению, процесс преодоления воздействия стрессоров может длиться от нескольких минут до нескольких дней, месяцев или лет и включает в себя формирование системы способов восприятия стрессоров, использование специальных средств для более быстрой адаптации и наконец преодоление усиления стрессовых переживаний. Эти три фактора характеризуют процесс преодоления как беспрерывный процесс оценивания и переоценивания изменений взаимоотношений личности и обстоятельств (условий). Особенно важна переоценка значимости стрессора, при которой фиксируются даже малейшие изменения, приводящие к оптимальным взаимоотношениям между личностью и средой.

    Как справедливо замечает Дж. Сейфидж-Кренке [195], особенно явные, острые реакции на стрессор наблюдаются в подростковом возрасте. В дальнейшем (в юношеском возрасте), по ее мнению, стиль стрессовых реакций заметно меняется, ослабевая по мере адаптации подростка к стрессовым ситуациям. Как считает А. Бандура [8], это связано с тем, что юноши используют более широкий арсенал способов преодоления стресса в связи с закреплением более эффективных форм поведения. К ним относятся самостоятельные поиски специальной информации о стрессе, учитывание советов старших, принятие социальной поддержки, конструктивное решение собственных проблем с целью преодоления их. Дж. Сейфидж-Кренке [195] разработала методику, направленную на преодоление негативного воздействия стрессоров на подростков. Методика, нацеленная на ожидаемый результат посредством активных действий, показала свою эффективность для более чем 100 испытуемых-подростков.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы: