• Профилактикопросветительская работа с учителями и родителями

    Август 14, 2016 Нет комментариев

    План беседы с подростками (беседа дала положительный результат при проведении пилотажного исследования) был составлен на основании методики Дж. Сейфидж-Кренке [195]. В процессе беседы с подростками учитывалась следующие данные: образование, профессия, трудоустройство родителей, атмосфера в семье, полная или неполная семья. Согласно когнитивному подходу индивидуальная беседа с подростком строилась по следующему плану:

    1. определение ситуации-описание в деталях стрессогенного события;

    2. контекст, в котором произошло событие;

    5. субъективная интерпретация причин события;

    4. оценка события (угроза, вызов, потеря, утрата);

    5. процесс преодоления стрессора, включая осознание, переживания, а также действия, направленные на преодоление стрессора;

    6. оценивание предполагаемых и достигнутых результатов;

    7. переоценка (как итог осознания).

    Беседа с подростками была организована таким образом, чтобы предоставить им полную свободу действий и необходимое время для обдумывания и высказывания. При необходимости мы повторяли вопросы, уточняли их, побуждая испытуемого к более детальному постижению стрессовой ситуации, собственного состояния, оцениванию его, изменению в оценивании и т. п. Информация, полученная в процессе проведения индивидуальной работы с каждым конкретным подростком ЭГ, заносилась в протокол, который составлялся на каждого учащегося (приложение 2).

    В протоколе были отражены итоги проведенного с подростком диагностирования, данные о положении в семье, классе, успеваемости учащегося, состоянии на внутришкольном учете и в инспекции по делам несовершеннолетних. Далее учащимся с нашей помощью определялось жизненное событие (несколько событий), которое послужило причиной стресса, вспоминались подробности произошедшего и то, что ему предшествовало. После этого мы просили подростка самостоятельно объяснить причины события и оценить его (угроза, вызов, потеря, утрата), а также вспомнить, каким образом он пытался преодолеть стрессовое состояние. Итоговым заданием для подростка была просьба сравнить предполагаемый результат ситуации («я думал…») с реальным («а на самом деле…»).

    В последнее время в отечественной педагогической психологии намечается тенденция изучения прошлого опыта ребенка как источника формирования его личности, для того чтобы поддержать уверенно! и. учащихся в своих силах, поднять уровень их притязаний, сформирп вать самостоятельность и дискредитировать неприемлемую форму по ведения [49]. В трудной жизненной ситуации, на наш взгляд, это мо жет приводить к переосмыслению подростком собственных действий и выводить его на более высокий уровень осознания своих действий и жизненных ситуаций.

    Характер дальнейшей консультации был обусловлен проведенной ранее работой и включал следующие моменты:

    1. общая эмоциональная поддержка;

    2. поддержка принятого решения;

    3. информирование-направление в другие учреждения (не психиатрические);

    4. создание мотивации, направленной на поиск психиатрической помощи;

    5. рекомендации в области личных проблем;

    6. прочие рекомендации.

    Если на подростка оказывали воздействие школьные стрессоры, связанные с проблемами в обучении, мы предлагали ему посещение цикла занятий, объединенных темой «Учись учиться». Выбор темы курса был обусловлен результатами проведенных ранее исследований, согласно которым на втором месте по стрессогенности у подростков находятся проблемы, связанные с обучением и взаимоотношениями с учителями. Также было выявлено, что когнитивная сфера оказывается одной из самых подверженных воздействию стрессоров у учащихся всех подростковых классов. Она выступает второй по значимости для подростков V-VI классов и третьей-для учащихся VII-IX классов. Вместе с тем М. С.Клевченя отмечает: «У большей части школьников хорошая память, они запоминают содержание и глав учебника и материала, изложенного учителем. Однако эта работа малопродуктивна: она однообразна и быстро надоедает детям. В ней нет мотивационных стимулов, побуждающих их работать лучше, экономнее» [78, с. 36].

    Исходя из вышеизложенного задачи курса предусматривали:

    • выявление способностей подростков в обучении;

    • обучение подростков эффективным проблемно ориентированным способам преодоления воздействия школьных стрессоров;

    • развитие заинтересованности и мотивации учащихся процессом учения.

    Тематика занятий обсуждалась с учащимися и включала в себя информацию о развитии тех психических процессов, которыми подростки объясняли возникшие с ними проблемы (развитие памяти, мышления, внимания, воображения).

    В процессе проведения занятий с подростками нами была использована книга Е. Н.Прощицкой «Выбирайте профессию» [133], т. к. она была адресована учащимся старших классов общеобразовательных школ и имелась в наличии в школьной библиотеке. На каждом занятии подросткам давались рекомендации и обсуждались конкретные шаги, необходимые для уменьшения количества стрессоров, связанных с обучением, а также эффективные способы преодоления их воздействия.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...