• ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Август 23, 2016 Нет комментариев

    Рассмотрев глаза, уши, нос и другие части тела своего ребенка на предмет выявления каких-либо изъянов, большинство молодых родителей начинает искать в нем признаки гениальности. И, как правило, находят. Развитие ребенка в первый год его жизни проходит настолько быстро, что потрясенные родители просто не могут наглядеться на свое «неповторимое» дитя. «Подумать только, всего каких-то восемь месяцев назад эта крошка была совершенно беспомощной; а посмотрите на него сейчас! Он сказал «мама» на полтора месяца раньше, чем остальные дети; у этого милого создания действительно есть «голова на плечах». Они с восторгом отмечают, что он улыбнулся уже в пятидневном возрасте, тогда как на самом деле младенец просто состроил гримасу, страдая от газов в животе.

    С первого дня жизни младенца появляются свидетельства об активном развитии его интеллекта. Родители часто не осознают того, что наблюдение за умственным развитием — увлекательный процесс, даже если речь идет об обычном ребенке. Им кажется, что их ребенок каждый день усваивает что-то новое и развивается не по годам. Родителям, наблюдающим этот в общем-то нормальный процесс, может показаться, что они являются свидетелями чего-то удивительного. Сколько раз такие родители говорили мне с нескрываемой гордостью: «Вы не представляете, как много наш мальчик знает, как он рассуждает! Он запомнил то, что я говорила ему несколько недель назад». По их мнению, его показатель умственного развития должен быть где-то между 180 и 240 по американскому стандарту IQ. Ни больше, ни меньше. И они уже начинают копить деньги на его учебу в колледже или университете.

    Затем наступают «ужасные времена», когда дитя чаще всего произносит одно слово — «нет!». С ним невозможно сладить, он во всем хочет поступать по-своему. Родители от всего этого, конечно, не в восторге, но втайне они все равно горды тем, что он становится независимой личностью и лидером. «Посмотрите, как он расталкивает всех детей. Уж он-то ни перед кем спину не прогнет; сразу видно!»

    Время, однако, покажет, что родители этого ребенка сделали выводы, лишенные всяких оснований. По мере того как ребенок празднует свой третий, четвертый, а потом пятый год рождения, его «гениальность» и «неповторимость» становятся все менее очевидными. Мама и папа все больше начинают сомневаться в его талантливости. И становится ясно, что это самый обыкновенный ребенок. Он легкомыслен, много шумит, смотрит на все обыкновенными детскими глазами. Он не столько работает, сколько играет, читать пока так и не научился. Потом наступает время идти в детский сад, и золотой образ «вундеркинда» в сознании родителей быстро тускнеет.

    Первое школьное родительское собрание для многих пап и мам — непростое испытание. Придя в школу, они напряжены как коты при виде незнакомца, нервно ожидая, какой приговор вынесет им учитель. В течение каких-то полутора месяцев их ребенок окончательно перестал быть «гордостью и радостью». Чем он занимался все это время? В такие моменты на карту поставлена их репутация как «хороших родителей». Если ребенок стал несносным, значит, они слишком многое ему прощают. Если он не хочет работать, значит, они не смогли воспитать в нем чувство ответственности. Но куда хуже, если он за это время вообще ничем себя не проявил, потому что тогда родителям придется поставить под сомнение его умственные способности. От их гордости за своего первенца не остается и следа; его ошибки, неудачи и просчеты вонзаются острыми стрелами в их сердца.

    Родители оглядывают класс в надежде найти тетрадь своего ребенка среди остальных, но ее там нет. Потом они находят ее среди удостоенных самой низкой оценки. Ужас! Краска стыда заливает их лица. Нет, он не мог сделать такую работу! Но тетрадь-то его. И тут в класс входит мисс Дингл. Сразу видно, что это обаятельный человек, профессионал своего дела, она улыбается, смотрит на всех приветливо и начинает объяснять родителям свою программу обучения. Родители в волнении спрашивают ее об успехах их сына. Преподавательница делает небольшую паузу, раздумывая, что бы им ответить. «Знаете, — начинает она загадочно, — я хотела бы поговорить с вами отдельно».

    Не все родители переоценивают интеллектуальный потенциал своих детей, как родители в приведенном мной примере. Некоторые обеспокоены замедленным развитием своих детей. Они знают, в каком возрасте ребенок начинает обычно сидеть, ползать, кушать с ложки, говорить «да» и видят, что их малютка по многим показателям отстает. День за днем растет их опасение в том, что ребенок родился умственно отсталым, и они с невероятным напряжением и с нетерпением ждут, когда же он достигнет очередного этапа в своем развитии.

    Родители очень ранимы, когда речь заходит об интеллекте их детей. Интересно понять, чем это вызвано.

    Недавно я беседовал с супружеской парой, собиравшейся воспитать чужого ребенка. Им позвонили и сообщили долгожданную новость о том, что для них нашли ребенка. Глава семейства рассказал мне, какие вопросы он задал представителю агентства об этом ребенке.

    «Употребляла ли наркотики его мать во время беременности? »

    «Развиты ли умственно его родители?»

    «Какой у них рост?»

    «Какое у них образование?»

    «Как они выглядят?»

    «Есть ли в их медицинских карточках информация о наследственных болезнях? »

    «Как проходили роды при его появлении на свет?»

    «Что акушеры отметили в своих записях?»

    «Приходилось ли обращаться к врачам по поводу этого ребенка? »

    Задавая эти бесконечные вопросы, глава семейства стал сомневаться в правоте своих мотивов усыновления: «Я стал осознавать, что, расспрашивая про этого ребенка, я стараюсь дать ему какую-то оценку, как будто покупаю новую машину. Я хотел узнать, „подходит** ли этот ребенок для того, чтобы стать мне сыном. И я вдруг понял, что ребенок, который лежал передо мной, является прекрасным человеческим существом, независимо от того, какие у него могут обнаружиться изъяны или недостатки. Он является Божьим творением, и Господь дал ему бессмертную душу, а я требую себе какого-то совершенного ребенка, который прославит мое имя».

    Отношение этого мужчины к приемному сыну вполне можно сравнить и с отношением к детям их собственных родителей. Их ребенок должен быть не таким, как все, он должен во всем иметь успех и должен всегда побеждать, раньше всех должен научиться ходить, говорить, кататься на трехколесном велосипеде, должен получать только хорошие оценки и обучаться по программе «для одаренных и талантливых». Мама и папа мечтают о том, чтобы когда-нибудь сказать с гордостью: «Мой ребенок стал лучшим учеником месяца в школе имени Альберта Эйнштейна». Их вундеркинд обязан быть лидером среди сверстников, должен быть лучшим учеником в младших классах и лучшим в старших классах, учеником, которому доверят выступить с речью на выпускном вечере; он должен быть медалистом. С ранних лет родители всячески дают понять своему ребенку: «Мы все время надеемся, что ты совершишь нечто фантастическое. Смотри же, не подведи нас!»

    По мнению Марты Уэйнман Лир, автора книги Поклоняющиеся ребенку, родители ждут от детей реализации собственных надежд. Родители соревнуются друг с другом, стараясь, чтобы их ребенок был здоровее остальных и был признан как лучше всех одетый, самый образованный, воспитанный и начитанный. Надежды, мечты и амбиции семьи тяжелым грузом ложатся на плечи ребенка. Родители, воспитавшие интеллектуально одаренного ребенка, становятся обладателями счастливого лотерейного билета.

    К сожалению, умные дети являются исключениями, как и выигрышные лотерейные билеты. Редко можно встретить пятилетного малыша, который помнит наизусть стихи из Библии, играет в шахматы вслепую или сочиняет симфонии, как Моцарт. Увы, в подавляющем большинстве случаев дети вовсе не являются невероятно остроумными, великолепно развитыми физически и чертовски талантливыми. Если бы родители «исключительного» ребенка были до конца честными, они бы признались, что у них имеются очень серьезные проблемы, связанные с его воспитанием.

    Любой ребенок, как и все мы, нуждается в том, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть. И если этого нет, тогда юное поколение начинает испытывать большие трудности, а родители — сильное разочарование.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...