• ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА

    Август 23, 2016 Нет комментариев

    Как я говорил в 1-й главе, дети понимают важность привлекательности уже в возрасте трех-четырех лет. Отношение к ним таково, что они убеждены в необходимости «хорошо выглядеть». Вторая по важности личностная характеристика — интеллект — не в меньшей степени влияет на самооценку ребенка. Ребенок с интеллектуальными способностями от низких до средних может выжить в дошкольные годы благодаря лишь сохранившемуся чувству уважения к себе. Может случиться так, что существенное различие между его уровнем развития и уровнем развития более одаренных сверстников обнаружится позже. И тут все и начинается! Он идет учиться в школу, и она превращает его жизнь в кромешный ад.

    Будьте предельно осторожны: школа — это опасное место для детей с хрупким «я». Школьный курс таков, что у медлительного ребенка при попытке его усвоения планомерно разрушается чувство уверенности в себе, пока не остается ничего, кроме мелких осколков. Когда я был школьным учителем, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, каким разнообразным и сокрушительным ударам подвергается самооценка ребенка.

    Школьный курс таков, что у медлительного ребенка при попытке его усвоения планомерно разрушается чувство уверенности в себе, пока не остается ничего, кроме мелких осколков.

    Мисс Лоудстар объявляет своим ученикам, что у них будет олимпиада по математике. Мэтт и Кэти, которые всегда на первом месте в классе, просят быть капитанами двух соревнующихся команд и предлагают им набрать свои команды. Кэти предоставили первой выбирать себе игроков, и она, естественно, берет к себе самого умного ученика в классе, который становится рядом с капитаном команды. Мэтт также берет к себе способного ученика. Наблюдая за происходящим, Арни вжался в парту, зная, что скоро наступит критическая минута. Он думает: Кто же возьмет меня? Арни читает-то с трудом. О математике и говорить нечего. Все считают его тупым. Капитаны команд подбирают себе игроков, пока за партами не остается никого, кроме Арни. Мэтт говорит Кэти: «Возьми его себе», но Кэти отвечает: «Нет уж, пусть он идет к тебе». В конце концов мисс Лоудстар говорит Мэтт, чтобы он взял Арни к себе. Есть смысл говорить о том, какая команда победила? Или о том, кто виновен в поражении проигравшей команды? И кому хотелось бы провалиться на месте или умереть?

    Арни относится к одному из пяти типажей школьников, имеющих проблемы с учебой и считающих себя абсолютными бездарями, хотя это, разумеется, совершенно не так. Эти пять типажей можно описать следующим образом.

    1. Ученик, медленно усваивающий учебный материал. Арни, о котором мы только что говорили, является учеником, который медленно усваивает учебный материал. Может быть, даже очень медленно. И никто не знает, почему, в том числе и Арни. Он старается изо всех сил, но безрезультатно. Он не умеет читать. Он не понимает, о чем идет речь на уроках. Лишь изредка ему удается увидеть на лице учителя признаки одобрения, когда он хоть что-то сделает правильно, и уж совсем никогда он не видит в своей тетради или в дневнике высокой оценки. Он остался единственным учеником в классе, который не имеет положительных оценок по чтению. Неужели Арни все равно? Вовсе нет! Не такой уж он тугодум. При этом он никак не может объяснить свое состояние. Более того, он чувствует себя совершенно беззащитным. Ведь ему каждый день приходится сгорать со стыда в присутствии более способных учеников. Так постепенно в нем умирает что-то ценное. Нет, конечно, он будет жить дальше, но юношеский энтузиазм и задор в нем очень скоро угаснут. Пройдет лет двадцать, и люди будут смотреть на Арни и недоумевать, почему в нем нет пламени творчества, почему он такой безнадежный зануда. И никому просто в голову не придет, что огонь жизни угас в нем еще тогда, когда ему было шесть лет.

    2. Полуграмотный ребенок. Марта — семилетняя девочка латиноамериканского происхождения, которую оставили в первом классе на второй год. Она полуграмотна — эту проблему еще принято называть «двуязычием». В ее семье все говорят на двух языках, и она в результате не усвоила должным образом ни один из них. Она теряется и испытывает трудности, когда ей хочется высказаться. И ей кажется, что она безнадежно глупа. Вот почему она почти не разговаривает, если, конечно, ее об этом как следует не попросить. Молчание стало ее единственной защитой от того неприветливого мира, который ее окружает.

    3. Неуспевающий ученик. Шерри — способная девочка. Тест на интеллект показал, что она опережает остальных своих одноклассников примерно на 10 процентов, и ей легко дается большинство школьных предметов. Но, к сожалению, у Шерри серьезные проблемы с дисциплиной. Она легко отвлекается, ей все быстро надоедает, у нее нет никакого желания учиться. Задания в школе она выполняет кое-как — лишь бы быстрее от них отвязаться, — избегает при этом «лишних» усилий. Уроки дома она вообще не делает, умело скрывая от родителей все, что связано с домашними заданиями. Любая попытка заставить Шерри быть посерьезнее заканчивается неудачей. Она даже не знает о своих способностях. По оценкам учителей о ее способностях нельзя составить ясного представления, потому что в ее школьных работах отражены только ее невнимательность и неаккуратность. Поскольку родители и учителя выражают недовольство ею как ученицей, Шерри также начинает думать о себе, как думают о ней ее менее способные друзья: «Я бездарна!»

    4. Некультурный ребенок. Вилли — ребенок из неблагополучной семьи. Он никогда не ходил в зоопарк, не летал на самолетах, не ездил на рыбалку. Кто его отец — неизвестно, а мать вынуждена трудиться с утра до ночи, чтобы прокормить пятерых маленьких детей. Его словарный запас не отличается богатством и включает хулиганский жаргон. Дома у него нет никаких условий для чтения или учебы. Вилли знает, что школа тоже не сможет компенсировать недостатки его воспитании, и это влияет на его самооценку личностных качеств.

    5. Ребенок с запоздалым развитием. И наконец, позвольте мне познакомить вас с Дональдом — ребенком с запоздалым развитием. Чтобы представить себе в более полной мере его проблему, следует вернуться к его дошкольным годам. Далее представлю вам отрывок из своей книги Не бойтесь наказывать.

    Дональду пять лет, и скоро он пойдет в детский сад.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...