• Похоть в христианском писании и Библия

    Февраль 24, 2015 Нет комментариев

    Похоть в христианском писании и БиблияНовозаветные авторы относят похоть к сексуальным страстям, эротическим желаниям, а также стремлению к мирским удовольствиям. Иисус якобы сказал, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Нечто подобное высказывал и современник Христа Эпиктет в своих «Беседах» («Discources»). Он писал, что «каждый, кто смотрит на женщину [с вожделением], в своих мыслях уже совокупляется с нею» (II. 18.15)5. Представление о том, что мысль эквивалентна поступку и что похоть равноценна прелюбодеянию, не является изобретением христиан. Но Эпиктет никак не повлиял на наш мир, чего нельзя сказать о христианстве.

    Это очень радикальная идея, как и многие высказывания Иисуса. Вот что писал по этому поводу Мило Конник:

    Что значит «смотреть с вожделением»? Это постоянное намерение. Это не само действие (прелюбодеяние) или мимолетное ощущение возможное-

    ти этого действия (взгляд, мысль, желание), а решимость (сознательный выбор, воля). По Моисею, человек, находящийся в одиночестве на необитаемом острове, не может совершить прелюбодеяние. Иисус сказал, что может, если он будет постоянно хотеть использовать женщину для своего удовольствия, вместо того чтобы относиться к ней как К личности. Для того чтобы мужчина в мыслях своих преступно совокупился с женщиной, ее присутствие вовсе не требуется6.

    Многим эта концепция кажется крайне неразумной. Подумать не значит осуществить; мечтать не значит исполнять; хотеть или желать не значит получить. Если бы это было не так, то любая посещающая нас безумная идея, например ограбить банк и скрыться с деньгами, или заказать себе еще коньяку и не заплатить за него, или как следует разделаться с раздражающим нас человеком, превращалась бы в преступление. Прелюбодеяние — это поступок, а не фантазия. В отличие от профессора Конника многие христиане не делают никаких различий между размытыми категориями «взгляд, мысль, желание» и «сознательный выбор, воля». В Новом Завете такого водораздела тоже нет. Для многих, а возможно, и для большинства верующих этот отрывок означает то, что в нем, собственно, и содержится: смотреть на женщину с вожделением означает для Иисуса или, скорее, для Бога совершить с ней прелюбодейный половой акт. (Именно эту интерпретацию имел в виду президент Джимми Картер, когда признал себя виновным в сладострастных мыслях).

    Верующий, принимая это поучение как Богом данное правило, неизбежно развивает в себе чувство вины. Не каждый человек способен настолько подавить свое мышление, чтобы в мозг никогда не проникали сладострастные мысли. Даже монахи, отказавшиеся от мира и его пороков, продолжают бороться с сексуальными фантазиями. Римско-католическая церковь разрешает духовнику отпускать грехи верующему, который преступил это поучение Иисуса. Священник налагает на кающегося подходящую епитимью, чтобы тот мог искупить свой грех, а тот торжественно обещает больше никогда не предаваться этому пороку. В некоторых общинах про — тестантов-евангелистов практикуется публичное покаяние в грехах, в ходе которого человек рассказывает о своих проступках перед всей общиной. Большинство протестантских сект не имеют возможности облегчить чувство вины, которое испытывает человек, нарушивший в душе это правило. Наиболее сильно это чувство развито у подростков, которые достигли полового созревания. Они спрашивают: «Можно ли считать, угго я согрешил, если я почувствовал сексуальное возбуждение на пляже при виде девушки, на которой было крохотное бикини и все ее прелести оказались наружу?»; «Считается ли грехом, если мне понравились движения бедер идущей по улице девушки и я подумал: «Хотел бы я войти в эти бедра!»? А как быть с девушкой, которая разглядывает интересную выпуклость под плавками молодого человека и думает о том, хорошо было бы позаниматься с ним любовью или нет? Считается ли это грехом? В свете христианского Писания ответ будет: да, считается. И к этому «греху» можно присоединить также взгляды, присвистывания и возгласы, которыми мужчины, молодые и старые, одаривают аппетитную женщину.

    Что же делают со своим чувством вины те, кто принимает Новый Завет как божественное откровение и жизненное руководство? Некоторые обращаются к молитве. «Милый папа» опубликовал письмо несовершеннолетней девушки, подписавшейся «Гуляющая с Богом по заливу». Она пишет о том, как ее жених проверяет свою мужественность. «Когда становится ясно, что одними поцелуями дело не ограничится, он заставляет меня положить ладонь на его Библию и просит Бога, чтобы тот дал ему силу, которая необходима мужчине»7. Иными словами, эти молодые люди находят в себе силы противостоять тому, что они считают похотливыми мыслями и желаниями, которые могут привести к совокуплению, используя Библию как талисман и молясь. Другая пара, также обращающаяся к молитве, «возвышает» похотливые мысли. Эти люди отвлекаются от мыслей о сексе и сосредоточиваются на «духовном». Они сублимируют свое желание. Некоторые справляются с этим, признаваясь в своих грехах Богу в личной молитве, и верят, что, раз они покаялись в своем грехе, они будут прощены. Кое-кто продолжает чувствовать себя виноватым и несчастным, но есть и люди, которые находят себе терапевта, с которым можно поделиться своими ощущениями.

    Апостол Павел и другие христианские новозаветные авторы упирают на разницу между плотью и духом, между «мирским» и принадлежащим миру веры. Слова «плоть» и «плотский» (sarx, sarxicos) используются не только в контексте сексуального вожделения, но и для обозначения «мирских радостей». Верующие должны подниматься над мирскими желаниями, которые неимоверно тяжелым грузом лежат на плечах нехристиан, и концентрировать свое внимание на вечной истине веры, смотря поверх преходящих удовольствий этого мира. Христиан призывают подавлять сексуальное влечение и желание, чтобы стать членом духовного мира искупленных. Среди этих плотских желаний — «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда» и т. д. (Гал. 5:19 и далее). Плодами же духа являются такие качества, как «любовь, радость, мир, долготерпение» и т. п. (Гал. 5:22 и далее). Сексуальные аспекты путей мира противопоставляются путям веры.

    Павел настаивал на том, чтобы каждый член фессалоникийской христианской общины «умел соблюдать свой сосуд [то есть половые органы] в святости и чести, а не в страсти похоти, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:4). В своем Послании к Римлянам он осуждал тех, кто поддался сладострастным стремлениям и, воспламенев от полового влечения, вступил в гомосексуальные связи (Рим. 1:24-27). Он наставлял римских христиан, как и фессалоникийских, не «повиноваться ему [греху] в похотях его»

    (Рим. 6:12 и далее). Эта же тема появляется в Послании к Колоссянам, где христианам вменяется в обязанность умертвить «земные члены [то есть земные желания] ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5). Среди посланий, не принадлежащих перу Павла, выделяется Первое Послание Петра, в котором верующим рекомендуется «удаляться от плотских похотей» (2:11). Во Втором Послании того же апостола рамки этого предупреждения еще больше расширяются (2:10-22): здесь автор упоминает «рабов тления», которые постоянно преследуют женщин с сексуальными целями.

    Осуждение похоти в христианских сочинениях не только способствует возникновению чувства вины у тех, кто испытывает половое влечение, но и ведет к ощущению неполноты своей веры в Христа. Результаты могут быть самыми травматическими. С другой стороны, христианство заверяет своих последователей в том, что подобные ощущения могут быть преодолены и преобразованы в приемлемые и созидательные начинания.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...