• ПОМОГАЙТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВЫЖИТЬ

    Июль 14, 2016 Нет комментариев

    Родители, не согласные с принятой в обществе системой ценностей, возводящей красоту и интеллект на пьедестал почета, должны решить сложную дилемму. Ведь их ребенок вынужден чего-то добиваться как раз в обществе, поддерживающем эту систему. Должны ли его родители помогать ребенку стать более привлекательным? Должны ли они призывать своего «среднего» ребенка напрячь все силы, чтобы отличиться в учебе? Или же они выстроят иную систему ценностей в своей семье, надеясь на то, что ребенок научится справляться со своим невыгодным положением в обществе?

    На эти вопросы не существует «научных» ответов. Могу здесь лишь высказать свое личное мнение. Мой ребенок не будет одинок в борьбе за выживание. Моя обязанность состоит в том, чтобы всеми силами помочь ему выжить в этом мире. Если у него оттопыренные уши, я постараюсь сделать все, чтобы они были нормальными. Если у него неровные зубы, я оплачу работу дантиста, чтобы их выровнять. Если он не успевает в учебе, я помогу ему подтянуться. Мы с ним союзники в этой борьбе за выживание, и я никогда не останусь глухим к его нуждам.

    Рик Барри, знаменитый баскетболист из команды «Голден Стейт Уорриорз», страдал от комплекса неполноценности в детстве, вызванного состоянием его зубов. В книге Исповедь баскетболиста он писал:

    Мои первые зубы были неровными и сильно выпирали. Кто знает, может быть, мои родители не имели средств на их выравнивание, а может быть, способы выравнивания тогда еще не были такими эффективными, как сейчас. Так или иначе, поступив в колледж, я очень болезненно переживал их состояние. Мне было даже стыдно посмотреть на себя в зеркало.

    Я все время старался держать рот закрытым и никогда не улыбался. Во время разговора я часто прикрывал рот рукой, отчего моя речь получалась невнятной, и окружающие не всегда могли меня понять. Эта привычка — прикрывать рот рукой — настолько вошла в мою жизнь, что я долго не мог от нее избавиться потом.9

    Переживает ли ваш ребенок что-либо подобное сегодня? И разве наш долг не состоит в том, чтобы, несмотря на дефицит средств, корректировать физические недостатки, которые способствуют развитию у вашего ребенка чувства неполноценности? Думаю, что эту работу нам надо начинать как можно раньше. Доктор Эдвард Подольски, один из ведущих психиатров госпиталя Кингс Каунти в Нью-Йорке, убежден в том, что физические недостатки детей необходимо корректировать еще до того, как они пойдут в школу, где, оказавшись в центре внимания одноклассников и учителей, они могут получить импульс к развитию низкой самооценки.

    Но здесь мы, родители, должны соблюдать осторожность. Помогая своему ребенку выжить в этом мире, я в то же время должен объяснить ему, что мирские ценности не стоят того, чтобы тратить на них свою жизнь. Чтобы объяснить это, требуется немалое мастерство. Трудно одновременно настаивать, чтобы дочь следила за своей прической и в то же время говорить: «Красота — это не главное». Выход один — как можно раньше начинать прививать ребенку истинные ценности: любовь к ближнему, доброту, честность, верность и веру в Бога. О физической привлекательности можно говорить как о правиле игры, в которую нам всем приходится играть. Поскольку мир является нашей игровой площадкой, мы не можем игнорировать правила его игры. Но если наша игра не слишком удачна, мы можем утешиться мыслью о том, что сама по себе игра здесь не так уж важна. Это и есть та опора, которая поможет сохранять устойчивость вашему ребенку.

    Поскольку мир является нашей игровой площадкой, мы не можем игнорировать правила его игры. Но… при этом мы можем утешиться мыслью о том, что сама по себе игра здесь не так уж важна.

    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    Моя тринадцатилетняя дочь по своему телосложению еще мало отличается от мальчика, но она уже настаивает, чтобы я купила ей бюстгальтер. Поверьте, он ей совсем не нужен, но она хочет его носить только потому, что большинство ее подруг уже ходят в бюстгальтерах. Должна ли я идти ей навстречу?

    Вашей дочери нужен бюстгальтер, чтобы она могла походить на своих подруг, избегать насмешек и чувствовать себя женщиной. Ее мотивы вполне понятны. Вам необходимо как можно скорее удовлетворить ее просьбу.

    Моя старшая дочь прекрасно учится и год за годом получает твердые пятерки. Ее младшая сестра, шестикласница, не испытывает ни малейшего желания учиться хорошо. Самое обидное в том, что младшая дочь, как я считаю, ничуть не глупее своей старшей сестры, а может быть, даже способнее ее. Почему она так упорно не желает учиться?

    Отсутствие интереса к учебе можно объяснить многими причинами. Позвольте мне предположить наиболее вероятную. Дети часто отказываются соревноваться, когда считают, что займут второе место, а не первое. Поэтому младший ребенок обычно упорно не принимает того вызова, который ему неосознанно бросают старшие сестры или братья. Если старший сын прекрасный спортсмен, младший сын, может быть, более заинтересован в коллекционировании бабочек. Если старшая дочь прекрасно играет на фортепиано, младшая дочь, вероятнее всего, откажется от занятий музыкой.

    Конечно, так происходит далеко не всегда, и все зависит от того, боится ли ребенок потерпеть неудачу, как он оценивает свои шансы на успех в соревновании. Если у младшего ребенка есть уверенность в своих силах, он может ворваться на территорию, которая считалась исключительным владением старшего брата или старшей сестры, преисполненный решимости сделать все гораздо лучше. Тем не менее, более типичная реакция состоит в том, что младшие дети ищут занятия, в которых семейная суперзвезда не доминирует.

    Если именно этим объясняется поведение вашей младшей дочери, тогда будет разумно не настаивать на том, чтобы она обязательно добивалась высоких результатов в учебе. Дети не любят, когда их равняют на других — и мы не вправе это делать.

    Что делать, если мой ребенок настолько отличается от других детей, что не может соревноваться с ними, как бы он ни пытался?

    Такая ситуация часто приводит к попыткам уйти из жизни. Я помню одну очень печальную девочку, по имени Лили. Она училась в восьмом классе и обратилась ко мне за психологической помощью. Придя ко мне впервые, она открыла дверь и остановилась на пороге, опустив глаза. Под слоем пудры на ее лице виднелись прыщи. Лили делала все возможное, чтобы скрыть их, но у нее ничего не получилось. Весила она около тридцати килограммов и имела весьма болезненный вид. Она села, не смея даже взглянуть на меня. Мне не нужно было спрашивать, что ее тревожит. Жизнь нанесла ей сокрушительный удар, и теперь она была преисполнена горечи, злобы, боли, пустоты. Подросток, ощущающий все это, не видит смысла в завтрашнем дне. У него нет никакой надежды. Он не способен ни о чем думать. Такой подросток чувствует себя всеми отвергнутым, нелюбимым, ему хочется найти дыру, в которую он мог бы спрятаться, но не находит ее. Ему хочется бежать куда глаза глядят, но это не помогает; слезы тоже ничего не меняют. И самоубийство начинает казаться ему лучшим решением.

    Именно в таком состоянии находилась Лили. На следующее утро она, шатаясь, вошла в учительскую и сказала, что приняла все препараты, которые только нашла в домашней аптечке. Мы промыли ей желудок и отправили в больницу. Лили выжила, но ее уверенность в своих силах и способностях умерли в ней задолго до попытки суицида. И прыщи на грустном лице красноречиво свидетельствовали о ранах ее юного сердца.

    В американском обществе самоубийство чаще всего совершают подростки. Согласно данным д-ра Стивена Д. Паджитта из организации «Забота о подростках» из города Фресно, штат Калифорния, каждый год в среднем около 10 000 подростков добровольно уходит из жизни. Уровень самоубийств среди подростков в период с 1950 по 198010 гг. вырос почти в три раза, а с 1980 по 1990 гг. возрос еще на 10 процентов. Сейчас среди всех причин смертности подростков самоубийство стоит на третьем месте. Опрос 10 904 учащихся старших классов школы, проведенный в 1996 г. Центром контроля за заболеваниями, показал, что 18,3 процента мальчиков-подростков и 30,4 процента дево- чек-подростков серьезно помышляли о самоубийстве.

    Статистика говорит о том, что уровень самоубийств возрастает с ростом численности населения. То есть когда появляется больше подростков, безуспешно стремящихся привлечь к себе внимание окружающих и добиться успеха, тем больше среди них тех, кто совершает самоубийства. Как полагает Журнал Американской медицинской ассоциации, с увеличением численности подростков возрастает и их конкуренция за доступ к ограниченным ресурсам, будь то инфраструктура общества (службы психологической помощи, работа) или эмоциональная сфера (внимание со стороны родителей и учителей, признание успехов в учебе).11

    Другие исследования причин самоубийств приводят к схожим результатам: склонные к суициду подростки видят, что им тяжело выжить в конкурентном подростковом и юношеском мире. Подростки соревнуются за обретение уважения, стремятся утвердить себя как личности. Общество внушает им мысль о том, что проигравший не стоит и ломаного гроша. И почему бы тогда не покончить с мукой осознания своей никчемности, просто уйдя из этой жизни? Если я, как они считают, ничего в этом мире не стою, мне нечего и терять.

    Родители обязаны удержать детей от крайностей. Они должны помочь своим детям научиться конкурировать в обществе, например в учебе и в спорте, и при этом внушить им, что они всегда важны и дороги независимо от того, победят ли они, или проиграют.

    Родительские обязанности

    Родители не имеют возможности во всем контролировать жизнь своих детей. Но когда ваш ребенок принимает брошенный им судьбой вызов, родительская -. Г-.* забота и поддержка могут и должны иг

    рать решающую роль. В чем же заключается родительская помощь? В первую очередь в поддержание дисциплины. Сам Бог дал родителям мандат воспитывать и направлять своих детей на истинный путь. Дети бывают раздраженными, непослушными и своенравными, поэтому поддержание дисциплины может казаться порой просто невыполнимой задачей. Но труд по поддержанию дисциплины оправдан, ибо только с ее помощью прививаются вечные ценности.

    Родительская забота заключается также в непосредственном участии в учебе ребенка. Чтобы включиться в образовательный процесс, вовсе не обязательно самому иметь высшее образование или научную степень. Самое главное, что могут сделать родители, — это вовремя распознать признаки крушения детских надежд и поражений. Для ребенка родители — самый лучший союзник, способный смягчить удары, которыми обязательно сопровождается любой учебный процесс. Конечно, поддержание дисциплины и участие в учебе ребенка — дело непростое. Что же, папы и мамы, учитесь сами. Помните, что вашей конечной целью является подготовка ребенка к самостоятельной взрослой жизни.

    Еще одна грань родительских обязанностей — это развитие характера. Она состоит в том, чтобы вырастить доброго человека, внимательного к другим людям, способного вызывать, а не разрушать доверие других людей.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...