• Полигамия и Библия

    Январь 28, 2015 Нет комментариев

    Полигамия и БиблияБольшинство мужчин в библейские времена обходились только одной женой, однако некоторые имели больше. Как и когда возникла полигамия, никто толком не знает. Некоторые указывают на Ламеха, потомка Каина, первого упомянутого в Библии человека, у которого было две жены, а не одна (Быт. 4:19). Ламех изображается дурным человеком, который на любой вред, причиненный его роду, отвечает кровной местью. Итак, начало полигамии связывается с небезупречным с точки зрения нравственности человеком. Однако Ламех — вымышленный персонаж, и связанная с ним легенда предназначена для того, чтобы объяснить происхождение музыки и кузнечного дела.

    Упор, который Библия делает на важность семьи, и в особенности на рождение сыновей, возможно, является фактором, способствующим развитию полигамии. Сарра, будучи бесплодной, отдала свою служанку Агарь в жены Аврааму, чтобы произвести потомство (Быт. 16:3). Две жены Иакова были сестрами, и Рахиль в период бесплодия предложила мужу свою рабыню Валлу (Быт. 30:1-4). Это позволяет сделать вывод, что разрастание семьи, и в особенности воспитание сыновей, вне всякого сомнения, способствовало появлению полигамных браков.

    Когда члены царских семей женились на женщинах из других городов и стран, это способствовало укреплению отношений между могущественными родами и представителями власти. Царь Давид, завоевав Иерусалим, женился на иевусейской женщине, облегчив таким образом, переход от правления иевусеев к правлению иудеев (2 Цар. 5:13). Его сын Соломон, чей гарем включал «семьсот жен и триста наложниц», был очень озабочен установлением дипломатических отношений со всеми своими соседями (3 Цар. 11:1-3). Кроме того, можно предполагать, что правитель должен был постоянно доказывать свою сексуальную состоятельность. Культы плодородия древнего Ближнего Востока восхваляли половую силу их многочисленных божеств, а целью обрядов было выпрашивание у этих дающих жизнь сверхъестественных существ увеличения урожая и поголовья скота и птицы. Сильный царь был символом сильной нации; сексуально активный монарх доказывал свою родственную связь с Божеством. Тяга к власти

    и желание удержать власть способствовали развитию полигамии среди особ царского рода.

    Именно половое влечение к красивой женщине привлекло Давида к Вирсавии (2 Цар. 11), и она присоединилась к числу его жен. Любовь двигала Иаковом, когда он делал предложение Рахили. Однако его обманул ее отец, подменив Рахиль своей старшей дочерью Лией в брачную ночь. К этому моменту Иаков уже проработал семь лет за Рахиль; ему пришлось еще семь лет трудиться ради любимой женщины (Быт. 29:18-30).

    Полигамные браки вовсе необязательно становились счастливыми. Если муж предпочитал одну женщину другой, у «нелюбимой» вполне могла возникнуть зависть, как это произошло в случае с Ровоамом, любившим Мааху (2 Пар. 11:21). Если одна жена рожала детей, а другая — нет, начинались распри. Агарь, родившая Аврааму сына, смотрела на бесплодную Сарру свысока (Быт. 16:4). Феннана, жена Елкана, издевалась на его второй женой Анной, потому что той не дано было родить ребенка (1 Цар. 1:16). Нет ничего удивительного в том, что еврейское слово «тсара», означавшее «вторая жена», происходит от корня со значением «причинять боль», «досаждать», «чувствовать себя соперником». Возникали ли конфликты в тех случаях, когда жен было больше двух, сказать трудно. Внутри большого гарема, возможно, существовала некоторая иерархия. Одна из жен могла быть старшей, как вышедшая из наиболее влиятельной семьи. История Есфири, которую иудейское призвание поместило в персидский двор, свидетельствует о том, что, несмотря на наличие любимой жены, у монарха был целый гарем из прекрасных женщин, готовых удовлетворить его сексуальные потребности. Когда царица Астинь отказалась выполнить прихоть царя, он осмотрел свой гарем, чтобы найти ей преемницу. Разумеется, ею оказалась красивая еврейка Есфирь, которая стала фавориткой царя.

    Полигамия в западном мире практически не распространена. Мусульмане могут иметь до четырех жен одновременно, однако эта практика очень ограничена и быстро превращается в незаконную. Установление Корана о многоженстве связано с учением о защите сирот, что было очень важно в полные войн ранние годы ислама.

    И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, — ведь это великий грех!

    А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной.

    [Сура 4:2,3]

    Концепция равного обращения включала экономические преимущества и своего рода конвейерную сексуальную модель. Одну женщину нельзя было предпочитать другой.

    Церковь Святых последнего дня, которая возникла в Америке в XIX веке и постепенно превратилась в известную во всем мире религию мормонов, провозгласила полигамию не просто нормальной, но даже предпочтительной формой брака. Основатели церкви узаконили полигамию в своих заповедях, основываясь на прецедентах Ветхого Завета. В Откровении, полученном мормонским пророком и лидером Джозефом Смитом в июле 1843 года, были ссылки на наложниц Авраама и патриархов, а также на жен и наложниц Моисея, Давида и Соломона. Смит должен был стать реставратором древних порядков (Doctrines and Covenant, 132:37-40). К концу столетия сектанты вступили в конфронтацию с приверженцами других религий и правительством Соединенных Штатов. Полигамные браки перестали практиковаться, и мормоны приняли те модели, которым следовала остальная часть американского общества.

    Несколько оплотов мормонов-фундаменталистов, в которых мужчина имеет несколько жен, еще существуют, но они никак не связаны с официальным мормонизмом. Полигамия никогда не была широко распространена в мормонских общинах. Количество полигамных браков не превышало 10 процентов от общего числа семей. Большинство полигамных семей состояли из мужа и двух или трех жен и детей, то есть всего около семи человек. Такая немногочисленность интересна, потому что одной из основных целей полигамного брака было создание большой семьи, в соответствии с убеждением мормонов в том, что во Вселенной существует множество духов, которые ждут своей очереди родиться, воплотившись в материальное тело. Большие семьи должны были помочь этим духам стать наконец людьми и потому приветствовались.

    Помимо конфликтов мормонов с представителями других конфессий и правительством США существовали и другие факторы, которые привели к отказу от полигамии, и в первую очередь проблема наследства. По гражданским законам, женой признавалась лишь первая жена. Другая проблема была связана с различными нематериальными факторами, в том числе с завистью, возникавшей между женщинами. Кроме того, многоженство неизбежно влекло за собой экономические трудности. Поначалу несколько женщин в доме и на ферме делили обязанности, которые в случае моногамного брака легли бы на плечи одной жены. По мере изменения мормонских общин совместная работа нескольких жен постепенно теряла свою ценность.

    Вопрос о полигамии стал одним из камней преткновения в мормонской церкви. Обновленная церковь Святых последнего дня, являющаяся отдельной от прежней церкви Святых последнего дня организацией, с самого начала своей деятельности отказалась от полигамии.

    Полигамия, то есть брак с несколькими супругами одновременно, была фактически запрещена в западном мире. Возможно, она была заменена более новой моделью смены партнеров — системой, при которой люди женятся, разводятся, женятся вновь, снова разводятся — и так далее, до бесконечности.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...