• ОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКАМИ СТРЕССОРОВ И СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

    Июль 31, 2016 Нет комментариев

    Исследование стрессоров микросреды с учетом их осознания подростками предусматривает, с одной стороны, рассмотрение основных методологических подходов, а с другой-непосредственно самих методов. Это позволило на основе имеющихся концепций и теорий более полно построить собственное исследование, направленное на выявление воздействующих на подростков факторов стресса. Методологической основой исследования явились: теория стресса Г. Селье, согласно которой различные неблагоприятные факторы вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости оттого, какой именно раздражитель-существующий в реальности или нет-действу — ет на него в данный момент [147]; положения о принципах изучения психологического содержания феномена стресса (В. Л. Марищук, [107; 108], В. А. Бодров [14]), что позволило рассматривать стресс как реакцию на особенности взаимодействия личности с окружающим миром [107; 14]; когнитивный подход к процессу преодоления стресса (Р. Лазарус [93], У. Драйден, А. Бек [80], А. Эллис [185]), в соответствии с которым стресс как особое психическое состояние является в большей степени продуктом когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам преодоления и стратегиям поведения, их адекватному выбору; концепция социального научения А. Бандуры [8], функции и основные черты которого, а также роль осознания и предвидение последствий применялись при работе с учащимися; принципы возрастной периодизации, выдвинутые Д. Б.Элькониным [186], реализация которых позволила рассматривать значимость стрессоров микросреды для подростков в связи с ведущей деятельностью-общением и направленностью возраста на взаимоотношения с людьми; теоретические подходы к изучению межличностных отношений, представленные и работах Я. Л. Коломинского, в соответствии с которыми анализируется взаимодействие подростка с микросредой, осуществляющей его индивидуальное развитие в процессе социального общения [82, 84].

    Важной для исследования явилась идея представителей когнитивного направления психологии о том, что людям свойственно работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий [8; 80; 93; 185], поскольку человек обладает способностью:

    • понимать, что его психологические проблемы идут от

    иррациональных идей, которые он привносит в ситуацию;

    • познать возможность изменения своего мышления;

    • активно и долго работать над изменением этого мышления

    и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные

    и поведенческие методы.

    Эффективная работа над изменением дисфункционального мышления и образа действий предполагает обучение подростков способам эффективного преодоления воздействия стрессоров. В рамках когнитивной теории значимой явилась концепция А. Бандуры, рассматривающая принципы и возможности социального научения. При построении комплексной программы, направленной на обучение подростков преодолению воздействия факторов стресса, учитывались функции (усвоение информации, мотивация (предварительный контроль) и подкрепление) и основные черты научения (возможность обучаться путем наблюдения, выработка определенных видов поведения с помощью моделирования, способность человека к саморегуляции), роль осознания и предвидение последствий при работе со школьниками [8]. По мнению А. Бандуры, «переживая повседневные события своей жизни, люди очень скоро начинают понимать, что одни реакции, как правило, всегда ведут к успеху, другие-безрезультатны, а иногда даже имеют весьма печальные последствия. Благодаря процессу такого дифференцированного подкрепления постепенно отбираются эффективные формы поведения, в то время как неэффективные-отбрасываются» [8, с.32-33]. Эта позиция совпадает с мнением А. Эллиса и А. Бека о том, что понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Поэтому обязательно необходимо подкрепление, которое, на наш взгляд, может быть организовано в виде совместной групповой работы. Перечисленные выше идеи являются важными, т. к. в подростковом возрасте активно формируются стратеии иргодоления трудных жизненных событий, и роль взрослого (психолога) состоит в том, чтобы помочь выбрать подросткам эффективные формы поведения.

    Важными для организации и осуществления исследования представляются работы, затрагивающие проблему воздействия социальной микросреды на состояние подрастающего поколения Л. И. Божович [15; 16; 17],Т. Н.Ковалевой [79], Я. Л.Коломинского [82; 84],т. к. выявление и преодоление воздействия на подростков факторов стресса осуществляется в условиях микросреды.

    Реализация изложенных методологических подходов и концепций осуществлялась в условиях эксперимента с использованием методов математической статистики.

    Разработка программы и организация исследования осознания стрессоров и способов преодоления их воздействия подростками, обучающимися в общеобразовательной школе, включали в себя следующие этапы.

    1. Предварительный этап-апробация методов и методик исследования.

    2. Констатирующий этап, в течение которого: — выявлялись осознаваемые факторы стресса, степень и сфера их воздействия, способы преодоления, характерные для подростков. В констатирующем этапе исследования приняли участие 1013 учащихся V-IXклассов СШ №2,3 г. Солигорска;-адаптировалась «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс» с участием 568 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.

    3. Формирующий этап, на протяжении которого проводились специально организованные занятия, направленные на преодоление воздействия осознаваемых подростками стрессоров. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 32 человека (18 мальчиков, 14 девочек), контрольную группу (КГ) — 34 человека (19 мальчиков, 15 девочек).

    4. Контрольный этап — повторная диагностика указанных испытуемых, сравнение результатов, выявление достоверности различий, проведение сравнительного анализа результатов ЭГ и КГ, обобщение всех результатов проделанной работы.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...