• Он неразвитый мальчик

    Август 24, 2016 Нет комментариев

    В отличие от своих сверстников, он не говорит, а лепечет и имеет плохую координацию движений. Три-четыре раза в день он плачет, и другие дети из-за этого часто смеются над ним. Любой психолог или врач-педиатр скажет, что Дональд не является физически и умственно отсталым ребенком; просто его развитие протекает медленнее, чем у большинства остальных детей его возраста. Дональд с нетерпением ждал того дня, когда должен был пойти в школу, но в глубине души все же испытывал боязнь грядущих перемен в своей жизни. Он знает, что мама беспокоится о том, как у него пойдут дела в школе, хотя и не понимает причин такого беспокойства. Отец сказал ему, что если он не получит хорошего образования, в жизни будет «неудачником». Он еще не понимает, что значит быть неудачником, но быть им не хочет. Мама и папа ждут от него успехов, и он надеется, что не подведет их. Его сестра, Памела, учится во втором классе; у нее все в порядке. Она уже умеет читать и писать печатными буквами, знает названия дней недели. Дональд надеется, что и он все это усвоит.

    Детский сад выявил замедленный характер развития Дональда. Он катается на трехколесном велосипеде, тянет на веревочке игрушечный вагончик и играет с игрушечными часами, а также любит подолгу оставаться в одиночестве. Его воспитательнице, мисс Мосс, хорошо видно, что Дональд неразвит и не готов к учебе в первом классе, поэтому она советует отдать его в школу на год позже. «Он не успевает в детском саду?! — недоумевает отец. — Как это можно не успевать в детском саду?» Мисс Мосс пытается объяснить, что Дональд вовсе не является отсталым ребенком; просто для полноценной подготовки к первому классу школы ему нужен еще один год. Такое предложение выводит отца из себя. «Ребенку уже шесть лет; ему пора учиться читать и писать. Что толку, если он и дальше будет гонять на этом дурацком трехколесном велосипеде? Пусть идет в первый класс как все!» Мисс Мосс и директор детсада нехотя соглашаются.

    И вот наступил день 1 сентября, Дональд позавтракал и с волнением отправился в школу. С самого первого дня у него начались трудности с учебой, и труднее всего ему давалось чтение. Его учительница, мисс Фьюдж, знакомит детей с алфавитом, и Дональд видит, что большинство его одноклассников алфавит уже знают. Он же с трудом запомнил несколько букв. Но не успел он оглянуться, как мисс Фьюдж знакомит ребят с новым материалом; она учит их произносить каждую букву, и он отстает от остальных еще больше. Еше немного, и класс уже читает истории о Дике и Джейн и их бессмертной собаке «Кляксе». Некоторые дети без труда прошли и этот этап, а Дональд по-прежнему мучается с алфавитом. Мисс Фьюдж делит всех учеников на три группы по уровню чтения. Она не хочет говорить прямо о том, что одни ребята в классе читают лучше, а другие хуже, поэтому придумывает для групп условные названия— «Львы», «Тигры» и «Жирафы». Она поступила благородно, но обмануть ей все равно никого не удалось. Ученикам понадобилась пара минут, чтобы понять, что все «Жирафы» — дураки! Дональда начинает беспокоить отсутствие прогресса в учебе, и он боится, что в его жизни может произойти что-то непоправимое.

    На первом же родительском собрании в октябре мисс Фьюдж говорит родителям Дональда о проблемах с учебой их сына. Она говорит им о его неразвитости, неспособности сосредоточиться и спокойно сидеть во время урока. «Ерунда, — отвечает отец. — Как следует за него возьмусь, и все будет нормально ». Дома он велит Дональду сесть с ним рядом и начинает «как следует» заниматься с сыном. Но все, что ни делает Дональд, приводит отца в ужас. Мальчик витает в облаках и не способен запомнить то, что отец сказал ему пять минут назад. Работоспособность Дональда падает, а отец начинает медленно закипать. Наступает момент, когда отец в сердцах стучит кулаком по столу и кричит на сына «Идиот! ». Такого удара ножом в спину сын уже не забудет никогда.

    Первые месяцы учебы прошли для Дональда впустую, и к ноябрю он потерял к школе всякий интерес. Теперь на уроках он просто сидит и смотрит в окно. Рисует на полях рожицы, играет с карандашом и шепчется с соседями по парте. Он не умеет читать, не знает, как произносятся буквы, не умеет писать, не успевает по всем предметам. Ему неинтересно и скучно в школе, он совершенно не понимает, о чем говорит учитель. И себя он считает глупым. Его самовос — приятие фантастически неадекватно. «Дональд, пожалуйста, встань и прочитай следующий параграф», — говорит ему учительница. Он встает и начинает переминаться с ноги на ногу, стараясь изо всех сил понять хотя бы первое слово. Девочки в классе хихикают, потому что у кого-то из мальчиков вырвалось: «Во дура-ак!». Вышло так, что первоначальная проблема запаздывания в развитии теперь трансформировалась в ненависть ко всему, что связано со школой и учебой.1

    Те проблемы с учебой, которые я описал (медленное усвоение учебного материала, полуграмот — ность, неуспеваемость, бескультурье и запаздывание в развитии), присущи пяти категориям учащихся. И порой становится просто страшно от осознания того факта, что представителей этих пяти категорий в школе намного больше, чем учеников успевающих! Это означает только одно — неизбежным продуктом нашей образовательной системы являются неудовлетворенность и разочарование учеников в своих личностных качествах. Отсюда и огромная армия взрослых, которые в глубине души «знают», что они дураки. В школьные годы они усвоили это лучше всех предметов.

    Ребенку легко потерять в себе уверенность, а восстановление в нем чувства личного достоинства — обычно медленный и трудный процесс.

    Как я уже говорил ранее, если мы хотим понять наших детей — их чувства и поведение, — нам нужно вспомнить свое собственное детство. Помните те драматические моменты детства, когда вы чувствовали себя ни на что не годным? Помните, как стучала кровь в висках, когда вы публично в чем-нибудь опозорились? Помните желание провалиться сквозь землю, когда все вокруг хохотали, потому что вы сказали что-то глупое? Помните, как вам показалось, что весь мир презирает вас? А такие моменты в той или иной степени переживает каждый ребенок, и, увы, есть дети, которые с такими чувствами живут каждый день. Детей со способностями ниже среднего уровня неминуемо засасывает в водоворот отчаяния.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...