• ОБУЧЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРЕССОРОВ

    Август 11, 2016 Нет комментариев

    По мнению Л. Н.Рожиной, в практической работе психолога констатирующий этап является промежуточным. Вслед за ним следует формирующий этап, отвечающий потребностям учащихся и возможностям психолога [141], поэтому он посвящен обучению подростков способам эффективного преодоления воздействия стрессоров и их применению в повседневной жизни. Стратегии (способы) преодоления воздействия стрессоров можно разделить на две категории: персональные стратегии, которые могут быть применены субъектом к собственному поведению, и организационные стратегии, которые используются с соответствующим методическим обеспечением для уменьшения напряженности как в процессе деятельности, так и в микросреде в целом. В нашем случае целесообразно говорить о методах уменьшения неблагоприятного воздействия стрессоров как на отдельно взятого субъекта, так и на функционирование звеньев микросреды в целом [159].

    Жизненные события, вызывающие стресс у подростков, во многом относятся к разряду повседневных. Вместе с тем необходимо учитывать и возрастной аспект, а так же то обстоятельство, что подростки, прежде всего являются школьниками. При анализе научных работ, посвященных преодолению воздействия стрессоров, набор стратегий (способов), которые можно применить в условиях общеобразовательной школы, представляется недостаточно разработанным. Знания отдельных учителей и родителей о психологических особенностях подросткового возраста, воздействии факторов стресса и способах его преодоления часто находятся на очень низком уровне, что приводит к возникновению проблем, провоцирующих психическую напряженность во взаимоотношениях взрослых с подростками. Кроме того, подросток включгн и сложную систему отношений, что приводит к взаимодействию ус/тиин социальной среды и его индивидуальных качеств. В процессе формнц; ющего эксперимента применялись персональные и организациошп. и стратегии, модифицированные для работы в общеобразовательним школе. Они были представлены в виде индивидуальных и группоиы» форм, при этом учитывались позитивные возможности воздействии различных звеньев микросреды на отдельно взятых подростков.

    В основу разработанной и внедренной в практику общеобразом.1 тельной школы комплексной программы, направленной на обучемиг подростков способам преодоления воздействия стрессоров, положен. i идея психологического сопровождения. Под психологическим сопро вождением понимается профессиональная деятельность психолом. направленная на создание социально-психологических условий дли успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия [13].

    М. Р.Битянова выделяет «три обязательных взаимосвязанных ком понента» процесса психологического сопровождения:

    • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

    • создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

    • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии и обучении [13, с. 24].

    Вследствие обусловленности психической напряженности многими личностными факторами, а также факторами микро — и макросреды, полностью устранить стрессоры из жизни подростков невозможно. Тем не менее негативное воздействие стрессоров можно преодолевать. Выявленные особенности реакций на стрессоры у учащихся V-IX классов позволили констатировать факт недостаточного применения подростками эффективных способов преодоления. Поэтому целью формирующего этапа исследования стало выявление и преодоление учащимися подросткового возраста воздействия стрессоров.

    Несмотря на имеющиеся публикации, посвященные описанию методов и форм проведения групповой и индивидуальной работы по жизненных трудностей, в арсенале школьного психолога 1’ще недостаточно много апробированных программ по преодолению ындействия стрессоров у учащихся различных возрастных групп. Как показывает практика, в V-IX классах школьной социально-психоло — жческой службе приходится тратить много времени на работу с подростками. Вместе с тем для педагогов, преподающих в этих классах, лкгуальной является проблема регуляции поведения подростков как на уроках, так и в свободное время [149]. Большинство жалоб родителей

    В связи с этим в ходе состоящего из нескольких этапов эксперимента решались следующие задачи:

    • выявить степень воздействия значимых для подростка стрессоров микросреды и последствия этого воздействия;

    • определить способы преодоления воздействия стрессоров подростками;

    • провести индивидуальную и групповую работу, направленную на обучение подростков эффективным способам преодоления факторов стресса;

    • осуществить повторную диагностику для выявления изменений

    в степени и интенсивности воздействия стрессоров, значимости для подростков отдельных факторов стресса, а также для осознания учащимися эффективных способов их преодоления;

    • провести профилактико-просветительскую работу с учителями и родителями, направленную на включение всех звеньев микросреды в процесс осознания подростками стрессоров и способов их преодоления.

    Исследование в соответствии с принципом системности включает в себя две взаимосвязанные подсистемы-выявление и преодоление воздействия стрессоров у подростков. Функционирование двух подсистем как единой системы подчиняется двухчастному алгоритму, каждая часть которого построена циклически. Под понятием «алгоритм» мы вслед за С. И. Ожеговым понимаем «совокупность действий, правил для решения данной задачи» [125, с.29]. Применение принципа системности основывается также на понимании того, что обучение подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров должно осуществляться с учетом комплексного участия в этом процессе как отдельно взятого учащегося, так и окружающих его людей: взрослых (родителей, учителей) и сверстников. Принцип психологического сопровождения используется нами при разработке плана экспериментального воздействия, направленного на осознание подростками воздействия стрессоров и способов их преодоления.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы: