• Обрезание и Библия

    Январь 31, 2015 Нет комментариев

    Обрезание и БиблияОбрезание — это форма полового увечья, при котором полностью или частично удаляется крайняя плоть, кожная складка, прикрывающая головку полового члена. Обрезание практиковалось в самое разное время и в самых разных частях света.

    В древности на Ближнем Востоке традиция обрезания существовала у египтян, иудеев и других семитов, но не у вавилонян или ассирийцев. Филистимляне, которые поселились в Палестине примерно в то же время, что и иудеи, не обрезали своих детей, за что и получили у иудеев презрительное прозвище «необрезанные».

    На рельефе в гробнице Шестой династии в Анкх-ма-Хоре в Саккаре изображено обрезание двух молодых людей. Это может быть интерпретировано только как обряд инициации, означавший, что юноша становится мужчиной. Священник в погребальных одеждах сидит на корточках перед стоящим мальчиком, которого крепко держит за руки взрослый помощник. Жрец держит половой член подростка в левой руке, а кремень круглой формы, которым он срезает крайнюю плоть, — в правой. Он говорит помощнику: «Держи его, не дай ему потерять сознание», а помощник отвечает: «Сделаю так, как ты скажешь». Другой подросток также стоит перед сидящим на корточках священником. Чтобы устоять на ногах, он положил свою левую руку жрецу на голову, а правую — на бок. Он говорит исполнителю процедуры: «Осторожнее, не отрежь лишнего». Жрец отвечает: «Я заставлю рану затянуться». Жрец также держит член в левой руке, а правой орудует кремневым ножом1.

    Важность процедуры обрезания для египтян еще не изучена. Геродот, посетивший Египет в V веке до н. э., писал, что «они обрезываются ради чистоты, ибо чистота для них важнее правил приличия.» (II, 37). В 17-й главе Книги мертвых утверждается, что бог Солнца Ра обрезал себя и из капель крови вышли два божества-защитника, так что вполне возможно, что египетский ритуал обладал своего рода профилактической символикой. Кроме того, далеко не все египтяне подвергались обрезанию. Рентгеновское исследование мумии фараона Ахмоса (Восемнадцатая династия, XVI векдо н. э.), показало, что он не был обрезан. Возможно, его преемник, Аменхотеп I, также не подвергался этой процедуре2.

    Иудейский обряд обрезания, похоже, имел длинную историю, потому что в Библии существуют две ссылки на использование кремневых ножей. Первая из них появляется в народном сказании о пребывании Моисея в пустыне:

    Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора [жена Моисея, мадианитянка], взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: «Ты жених крови у меня». И отошел от него Господь. Тогда сказала она: «Жених крови — по обрезанию». [Исх. 4:24-26]

    С текстуальной стороной и интерпретацией этого короткого отрывка связано множество проблем, которых мы не будем здесь касаться3. Неясно, почему Ягве решил убить избранного Им освободителя Своего народа. Понятно, однако, что обрезание — это своего рода воспитательная мера, потому что Ягве все-таки не убил Моисея. Можно предположить, что кровь от крайней плоти коснулась половых органов Моисея, хотя в тексте нет прямых указаний на это. Слова «ты жених крови у меня» имеют, по всей видимости, какое-то не вполне понятное нам социальное или культурное значение в ритуале обрезания. Кроме того, неясно, почему обрезание совершила Сепфора, а не Моисей.

    Использование каменного ножа заставляет предполагать, что эта традиция зародилась до железного века (то есть до XX века до н. э.), хотя, с другой стороны, каменное лезвие могло применяться по двум причинам. Прежде всего, осколки камня бывают острыми как бритва, так что Сепфора просто взяла то, что подвернулось под руку. Во-вторых, корни обряда — в египетских ритуалах, где каменные ножи применялись очень широко.

    Вторая ссылка на каменный нож для обрезания встречается в книге Иисуса Навина и является частью свода легенд VII века, связанных с иудейским вторжением в Палестину.

    В то время сказал Господь Иисусу: «Сделай себе острые ножи, [сядь] и обрежь сынов Израилевых во второй раз». И сделал себе Иисус острые ножи, и обрезал сынов Израилевых на месте, названном Холм обрезания». [Ос. 5:2-3]

    Далее сказание объясняет причину, по которой иудеи не были обрезаны раньше, — ведь они в течение сорока лет странствовали по пустыне и не слышали повелений Ягве. Единственный путь к «земле обетованной» пролегал через посвящение себя Богу, то есть через обрезание. Кроме того, легенда, говоря о месте под названием Холм обрезания, связывает близлежащий Галгал с убеждением в том, что посредством акта обрезания Ягве «снял» со своего народа «посрамление Египетское» (от корня «гал» —«снять»). На самом деле «Галгал» означает «каменный круг», однако автор текста использовал игру слов, чтобы придать этому географическому названию новое значение.

    Несмотря на то, что текст на первый взгляд кажется абсолютно ясным, это не так. Большинство ученых основываются на греческой версии и используют слово «сядь» (как это сделал и я), а не на мазорейской иудейской версии, в которой говорится «снова сделай» (обрезание). Немедленно вспоминается изображение сидящих на корточках египетских жрецов. Применение каменных ножей восходит к древним временам, но может и просто являться указанием на наличие месторождений кремния в этом районе.

    Значительно более поздние авторы, дополнившие корпус библейских текстов в период после Исхода (после VI века до н. э.), связывают обрезание с Авраамом. По этой легенде, Бог заключил с Авраамом союз, пообещав ему, что он будет властвовать над множеством народов. Авраам же вместе со своим потомством должен быть верным последователем своего Бога. Вместо символов, скреплявших соглашения между людьми, в данном случае было использовано обрезание. Договор из 17-й главы Книги бытия укладывается в несколько стихов. Аврааму было сказано:

    Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя; да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. [Быт. 17:10-12]

    Это требование распространялось и на рабов, включая чужеземцев. Соглашение заканчивается предупреждением о том, что всякий необрезанный мужчина должен быть изгнан из народа, потому что необрезанность равносильна нарушению договора. Эта легенда, как и любой другой религиозный вымысел, отвечает на вопрос, который должен был возникать у каждого: «Почему мы обрезаны?» Ответ был таким: «Потому что это символ нашего договора с Богом». Не пройдя обрезания, мужчина не мог принадлежать к избранному свыше роду Израилевому. Поскольку этой процедуре подвергались в младенчестве, она автоматически исключалась из таких обрядов, как инициация или подготовка к браку, — и стала символом иудаизма. Когда евеяне из Сихема захотели жениться на девушках из клана патриарха Иакова (группа Дины), от них потребовали, чтобы они подверглись обрезанию (Быт. 34). В тот момент, когда они отлеживались после этой процедуры, иудеи уничтожили их.

    Давид хотел жениться на дочери Саула — Мелхоле. Свадебный выкуп (мохар) за царскую дочь был не по карману солдату, даже близкому к царской фамилии. Саул, который к этому времени исполнился зависти и подозрительности к Давиду, решил воспользоваться ситуацией, чтобы избавиться от этого молодого выскочки. В качестве мохара он потребовал от него 100 крайних плотей филистимлян, сознавая, что ни один филистимлянин не отдаст своей крайней плоти без битвы. Давид принес ему 200 кусочков кожи, тем самым добившись того, что ненависть Саула к нему увеличилась, несмотря на то, что он отдал ему в жены свою дочь (1 Цар. 18:17-29). Обрезание филистимлян не превращало их в иудеев; Давид явно убил их, перед тем как обрезать.

    Обрезание служило символом обращения в иудаизм. Во времена Исхода иудеев в Вавилон люди Едома поселились на юге Иудеи, вокруг Хеврона. Около 120 г. н. э. Иоанн Гирканский завоевал эту область для иудеев и призвал идуменян, если они желают оставаться в этом районе, обрезаться и подчиниться иудейским законам. Рассказ об этом мы находим у иудейского историка Иосифа (Древности, XIII, IX. 1). Возможно, это объяснение тому, почему иудеи во времена Иисуса так и не приняли царя Ирода. Он был иудеем, но не коренным, а идумейским иудеем, иудеем наполовину, примкнувшим к избранному народу через насильственное обрезание.

    Некоторые иудеи пытались избавиться от признаков обрезания. Когда греческие сановники после смерти Александра Великого разделили его империю, Палестина стала своего рода буфером между Египтом и Сирией. Греческая цивилизация влияла на иудейскую культуру, и множество молодых иудеев начали отдавать предпочтение греческому образу жизни. Они стали носить 1реческую одежду, есть греческий (некошерный) хлеб, посещать греческие гимназии, где принято было заниматься нагими. Отсутствие крайней плоти смущало их, и некоторые из них проделывали операции, призванные скрыть следы обрезания (1 Мак. 1:15; Иосиф, Древности, XII. V.1). При этой операции кожа полового члена вытягивалась вперед, в результате чего хотя бы частично формировалась крайняя плоть. Когда Антиох IV в то же самое время преследовал иудеев, он добавлял к физическим мучениям оскорбления, запрещая обрезание младенцев мужского пола (1 Мак. 1:60 и далее; 2 Мак. 6:10).

    В первое время обрезание делал отец семейства, и обряд, таким образом, был семейным. Авраам обрезал Исаака, когда тому было восемь дней от роду (Быт. 21:4), а Измаилу, его сыну от Агари, к моменту обрезания исполнилось тринадцать лет (Быт. 17:25). Позднее процедура стала выполняться специалистами. Апостол Павел заявляет, что он был обрезан на восьмой день (Фил. 3:5), так же как и Христос (Лк. 2:21).

    Первыми христианскими миссионерами, которые отправились из Палестины в страны Средиземноморья, были иудеи, ставшие христианами. В каждом городе они первым делом шли в иудейскую синагогу и начинали проповедовать, что Иисус был иудейским Мессией (ср. Деян. 13:14; 14:1 и др.). В общину могли входить некоторые греки, которых в иудаизме привлекали монотеизм и наличие кодекса поведения. Однако они не становились полноценными иудеями, поскольку не желали ограничивать свой рацион только кошерной пищей или подвергаться обрезанию. Сначала в общинах первых христиан был раскол. Некоторые утверждали, что перед тем, как стать христианином, нужно стать иудеем, то есть подвергнуться обрезанию. Противники этого убеждения, в числе которых был и апостол Павел, заявляли, что в христианстве обрезание необязательно (Деян. 15). В Послании к Галатам Павел писал, что те, кто хочет обрезаться, «желают хвалиться по плоти» (Гал. 6:12).

    Павел участвовал в процессе изменения смысла обрезания. Подобно тому как пророк Иеремия в VII веке до н. э., сознавая, что простое отсекание куска плоти не означало установления связи с Богом, призыва;? к обрезанию сердца, которое должно было означать намерение следовать за Ягве (Иер. 9:25 и далее), так и Павел заявлял, что в Иисусе как Христе, Мессии, открылось что-то новое, доселе неизвестное миру. Чтобы быть христианами, обрезываться было не нужно; эта новая религия отвергала все различия между людьми: расовую принадлежность (иудеи против греков), обрезание (против необрезания), рабство (против свободы) и так далее (Кол. 3:10-11). Он советует членам филиппийской общины остерегаться обрезания (Фил. 3:2) и указывает последователям христианства в Коринфе на то, что они не должны уделять чрезмерное внимание обрезанию. Если человек обрезан, он не должен пытаться это скрыть; если нет, пусть остается необрезанным. Этот вопрос для веры был уже не важен. Имела значение только верность новой религии (Рим. 2:29 и др.).


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...