• Методы исследования осознания подростками воздействия стрессоров и способов их преодоления

    Август 01, 2016 Нет комментариев

    Исследование проводилось в условиях общеобразовательной школы. Учреждения образования могут быть следующих типов:

    1. общеобразовательная школа;

    2. общеобразовательное учебное учреждение (гимназия, лицей, школа-интернат);

    3. учебно-педагогический комплекс (детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, лингвистическая гимназия-колледж).

    Деятельность, которую осуществляет общеобразовательная школа, включает в себя реализацию учебных программ общего начального образования, общего базового и среднего образования на базовом, повышенном или углубленном уровнях, а также профессиональное обучение. При этом для углубленного изучения отдельных предметов существуют специализированные классы (гимназические и лицейские). В общеобразовательной школе имеется три ступени образования: начальная, базовая, средняя. Наполняемость классов второй и третьей ступени образования общеобразовательной школы 25-30 учащихся.

    В качестве зависимой переменной в исследовании выступило воздействие осознаваемых стрессоров на подростков, независимой переменной-комплексная программа по обучению подростков эффективным способам преодоления воздействия факторов стресса. Первой методикой, при помощи которой изучалась сила воздействия и факторы стресса, осознаваемые подростками, обучающимися в общеобразовательной школе, явилась «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс» Р. К.Яворта Дж. Йорка, М. Е.Хесси, Т. Гудвина, в которой каждому событию соответствует определенное число баллов в зависимости от уровня его стрессогенности (под стрессогенностью понимается потенциальный показатель события, который может привести субъекта к состоянию стресса) [140]. Изучаемые повседневные стрессогенные события включают 31 стрессор и представлены семейными и внесемейными психотравмами (например, смерть близкого человека), ссорами, школьными проблемами, болезнью собственной или члена семьи, критической оценкой, проблемами отверженности или внешнего вида, особенностями общения со сверстниками [140]. События расположены в порядке убывания интенсивности их воздействия на подростков. Каждый уровень стрессогенности имеет свой балльный показатель. Смерть члена семьи оценивается как наиболее стрессовое событие (98 баллов), далее следует развод или разъезд родителей (86 баллов). Проблемы, возникающие у подростков в школе (неуспеваемость, ссоры с учителями), с органами правопорядка, при употреблении алкоголя или, взаимоотношениях с друзьями, родителями или братьями и сестрами, а также внешний вид и собственное здоровье также занимают достаточно высокое положение в шкале стресс-событий. Наименее значимым событием является вступление в брак брата или сестры (26 баллов). Низкая степень стрессогенности составляет 150-199 баллов, средняя-200-299 и высокая-300 и более.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...