• Критическое рассмотрение основных понятий

    Февраль 03, 2017 Нет комментариев

    Классическая философия и психология приложили много стараний к тому, чтобы различать функции органов чувств и мозга, а сверх того отделять их от волевых намерений, или, как мы сказали бы сегодня, от стереотипов поведения. «Воля» и «представление» по Шопенгауэру могут служить для этого примерами в той же степени, что и «вещи мыслящие» и «вещи существующие» Декарта.

    Однако эта попытка конструктивного объединения проблемы тела и души, наиболее убедительную редакцию которой можно найти у Спинозы в виде «психофизического параллелизма», может только сместить действительно имеющуюся трудность осмысливания, но не решить ее. Не удовлетворяет в настоящее время и деление в рамках методов научных исследований: физика для раздражений и частично для функций самого органа чувств, физиология для относящихся к организму и свойственных ему процессов обмена веществ, психология для осознаваемых нами чувственных ощущений и восприятий. Известное изречение анатома Р. Вирхова о том, что он «… анатомировал уже тысячи мозгов, но еще ни разу не обнаружил душу», связанное в соответствии с духом времени с материалистически-позитивистским мышлением и высказанное в геккелевском духе, решает в конце концов проблему не в большей степени, чем воззрения того знаменитого современного физиолога, который совершенно независимо одно от другого исповедует для своей науки причинное мышление естествоиспытателя, а для своих личных чувств и этических побуждений целиком и полностью беспричинную веру, некий род современного мистицизма. Это, возможно, хорошее решение для индивидуума, но вряд ли вклад в теорию познания или общий принцип.

    Что же однако, должен сказать специалист в области физиологии органов чувств со своей точки зрения по этой явно трудно решаемой проблеме?

    Физиология органов чувствКлассическая философия и психология


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...