• Комплексная программа обучения подростков эффективным способам преодоления воздействия факторов стресса

    Август 12, 2016 Нет комментариев

    Планирование индивидуальной работы с подростком было ориентировано на структуру процесса преодоления, описанную Р. Лазарусом [93]. Особенность структуры процесса осознания заключается в последовательности кратковременных событий:

    1. воздействия стрессора и его оценки (как результата осознания);

    2. переживания негативных эмоций, сопровождающих воздействие стрессора;

    3. применения усилий, направленных на преодоление воздействия стрессора;

    4. переоценки значимости стрессора как осознания эффективности способа преодоления.

    В процессе проведения исследования важнейшей задачей стало снижение значимости для подростков факторов стресса. Причем при обучении подростков социальным навыкам учитывалось, что даже «чрезвычайно дезадаптивные паттерны могут быть изменены, если направить психотерапию на определение этих установок и формирование или укрепление более адаптивных установок» [80, с. 56]. По мнению А. Эллиса и У. Драйдена [185, с.19], люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Однако при постановке и достижении этих целей и задач человек должен помнить о том, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

    Опишем средства, использованные нами на формирующем этапе исследования. С дидактической точки зрения понятие «средство» охватывает весь инструментарий, который является связующим звеном между целью и результатом психолого-педагогической деятельности и включает в себя также различные формы, методы и приемы. По мнению Н. Н.Трубникова [163], в качестве средств могут выступать не только вещи и материальные предметы, но и в одинаковой мере и любые предметы и действия, поскольку использование их направлено на отличный от них самих предмет действительности. Таким образом, средствами у нас являются методы и формы работы с подростками общеобразовательной школы, а также с их родителями и учителями. В качестве основных методов организации исследования выступили диагностирование и формирующий эксперимент. На этапе формирующего эксперимента применялись индивидуальные и групповые формы работы.

    Для проверки результатов эксперимента, направленного на обучение подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров, были сформированы экспериментальная и контрольная группы, одинаковые по числу учащихся, полу, образованию, показателям воздействия стрессоров. Экспериментальная группа (ЭГ) включала в себя 32 подростка (17 мальчиков, 15 девочек), контрольная (КГ)-34 подростка (19 мальчиков, 15 девочек). Различия по степени проявления исследуемого признака (степени и интенсивности воздействия стрессоров) в КГ и ЭГ до эксперимента не являлись статистически достоверными. Работа с подростками экспериментальной группы проводилась в течение трех лет, охватывая временной период с 1999 по 2003 учебный год (с V-VI по VII-VIII классы). Все подростки экспериментальной группы были учащимися СШ № 3, а подростки контрольной группы-учащимися СШ №2 г. Солигорска.

    Показателями, на основании которых определялась эффективность проделанной работы с подростками, являлись:

    1. сопоставление баллов, полученных в процессе проведения опросных методов, до и после экспериментального воздействия;

    2. выбор учащимися эффективных способов преодоления воздействия стрессоров после проведения с ними специально организованной работы;

    3. удовлетворенность подростков полученными результатами;

    4. выводы экспертов (двух классных руководителей и школьного психолога), основанные на наблюдении за подростками — участниками экспериментальной группы.

    Перед началом проведения формирующего эксперимента мы интересовались здоровьем каждого испытуемого и его желанием участвовать в эксперименте. При работе с подростками использовался алгоритм определенной последовательности действий. Ответы подростка, а также его поведение фиксировались в протоколе.

    В процессе проведения формирующего эксперимента была разработана и реализована комплексная программа, направленная на обучение подростков эффективным способам преодоления воздействия стрессоров.

    Программа состояла из двух блоков:

    1. работа с подростками;

    2. работа с учителями и родителями.

    1-й БЛОК: работа с подростками

    Задача: обучение подростков общеобразовательной школы эффективным способам преодоления воздействия стрессоров микросреды.

    Данный блок состоял из следующих этапов.

    Диагностика. Результаты исследования показывают, что значительная часть учащихся подросткового возраста имеет высокую степень воздействия стрессоров. В качестве стресс-факторов выступают стрессоры микросреды (жизненные события, происходящие в семье, школе и при общении со сверстниками), что обусловлено значимостью взаимоотношений подростка с учителями, родителями и сверстниками. Возрастная динамика воздействия факторов стресса на подростков имеет следующую тенденцию: у пятиклассников выявлена низкая степень воздействия стрессоров, у учащихся VI-VIII классов наблюдается повышение и стабилизация степени воздействия стрессоров и затем происходит ее возрастание к IX классу. При этом девочками-подрост — ками воздействие стрессоров воспринимается как более значимое, чем мальчиками того же возраста. Для уточнения полученных данных была проведена диагностика учащихся ЭГ и КГ с использованием адаптированной методики «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс» и опросника «Воздействие факторов микросреды на подростка». Поэтому задачей первого этапа явилось наиболее точное определение степени воздействия значимых для учащегося факторов стресса, а также последствий воздействия стрессоров на конкретного подростка. На этом этапе в процессе беседы с подростками определялась эффективность применяемых подростками способов преодоления стрессов. При этом эффективными считались проблемно ориентированные способы («Противоборство», «Поиск социальной поддержки», «Планомерное разрешение проблем»), а малоэффективными-эмоционально ориентированные («Самоконтроль», «Дистанцирование», «Позитивная переоценка», «Принятие ответственности», «Избегание»). Исключение составляют случаи, связанные с психической травмой подростка или со здоровьем (в отдельных случаях) [21; 195].

    Индивидуальная работа. Процесс обучения подростков эффективным способам преодоления стресса может осуществляться с применением некоторых когнитивных методов, описанных А. Беком: «Это направляемое открытие, позволяющее клиенту признать стереотипные дисфункциональные паттерны интерпретации; совместные эмпирические выводы-работа с клиентом по проверке обоснованности его убеждений, интерпретаций и ожиданий; исследование объяснений поведения других людей; исследование преимуществ и недостатков поддержания или изменения убеждений или форм поведения и выяснение первичной или вторичной выгоды» [80, с. 123]. При этом должна учитываться роль осознания эффективных способов преодоления стресса и предвидение его последствий [7].

    План, разработанный Дж. Сейфидж-Кренке [195] и положенный в основу беседы с подростками, ориентирован на принципы и структуру процесса преодоления стрессоров, принятого в когнитивном подходе [80; 104; 185]. Он включает в себя выявление воздействия стрессора и его оценку самим учащимся, определение переживаемых подростком эмоций и применяемых усилий, направленных на преодоление стресса, переоценку стрессора и выбор подростком эффективных способов преодоления стресса. Индивидуальная работа проводилась по итогам диагностирования и представляла собой беседу с подростком, направленную на осознание им воздействия на его эмоциональное состояние различных стрессоров, а также эффективности применяемых способов преодоления.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...