• Как прощать себе и ближним

    Сентябрь 12, 2016 Нет комментариев

    kak-proshhat-sebe-i-blizhnimВОПРОСЫ вины, то есть зла или греха, занимают центральное место во многих антропологических философских системах и во всех религиях.

    О бремени греха (вины), о наказании и искуплении говорит и христианское вероучение. В лице Адама человечество согрешило, в лице Христа искупило свою вину. Еще иудаизм, на идейной основе которого возникло христианство, заявил о себе как об этическом учении. Ибо, создав мир, Бог управляет им ради торжества справедливости и благочестия. Они же суть основной признак идеологии всех ответвлений иудаизма. В иудаизме велико различие между Богом с его абсолютной беспредельной святостью и человеком с низменностью его грехов. Достаточно открыть Библию и прочесть тексты ветхо — маетных пророков — все они говорят о противоречии между божественным этическим совершенством и человеческой греховностью. Из этого следует вывод о необходимости покаяния,

    0 также искупления мира в целом. Ожидания связывались с мессией, который возвысит человечество (согласно некоторым ответвлениям иудаизма — лишь народ избранный) и поможет миру прийти к торжеству добра и благочестия. Искупление, разумеется, ждет только тех, кто свято блюдет Закон Божий, пли же заповеди, переданные Моисею на горе Синай.

    В основах христианского вероучения мы обнаруживаем венности. Человеческий путь к чистому бытию, к надчувствен — ному существованию, к Богу возможен через аскетизм.

    Ядром христианства является учение Христа о покаянии и нравственном возрождении. Этические требования наиболее выразительно обозначены Христом в Нагорной проповеди. Согласно этой проповеди, безнравственно не только убивать, но и гневаться, не только прелюбодействовать, но и помышлять о прелюбодеянии, и т. д. Осуждения достойно не только само злодеяние, но и одна мысль о нем. Цель личностного развития на этом свете, служащего лишь преддверием к Царству небесному, заключается в подавлении греховности человеческой природы. Путь к спасению души лежит через страдания, муки, терпение и покорность. Христианину не должно честолюбиво желать мирского почета и славы, ибо кто вознесется, тот будет унижен. От пути к Богу отвращает все, что связано с чувственностью и сладострастием. Поэтому, например, половое воздержание, то есть подавление в себе наиболее сильного физиологического инстинкта, — предвестие жизни надчувственной, райской. Относится это и к супружеству, ибо его цель — не физическое наслаждение, а размножение и воспитание потомков. Земная жизнь суть лишь приготовление к смерти, то есть к жизни на небесах после смерти. Как можно прочесть в послании Иоанна, если ты любишь мир, в тебе нет любви Божьей. Ибо все, что есть в мире, — это желание тела, глаз и гордыня жизни, которая не от Отца, но от мира.

    Если мы обратим свой взгляд на другое земное полушарие — на философию Востока, то обнаружим примерно те же основные посылки. Так, например, в буддизме бытие на этом свете, самсара, — цепь страданий, избавиться от которых можно лишь искуплением, спасением, нирваной. Самсара означает клокотание, постоянное перерождение в мире заблуждений, муки рождения и умирания. И только познание ведет к окончанию этого вечного круговорота. Нирвана — конец индивидуального бытия, слияние со всесовершенным существом, свободным от всех тленных привязанностей. Коловорот бытия преисполнен страданиями, причиной чего является жажда жизни и неведение относительно того, что бренная реальность не в состоянии удовлетворить человеческие чаяния. Избавившись же от своих желаний, человек тем самым избавляется и от мук.

    Дабы мы не впали в несправедливость по отношению к системам, предполагающим, что душа человека приходит в ггот мир не единожды (к таким системам принадлежит ряд но сточных теорий осмысления мира; однако не будем заблуждаться на сей счет — вера в реинкарнацию, или в переселение душ, питала и европейскую мысль, будучи частью официальной христианской идеологии вплоть до шестого столетия после Рождества Христова), нам не стоило бы подходить к карме и реинкарнации с позиций современных этических мерил вины и наказания (что посеешь в одной жизни, пожнешь в другой). Реинкарнация — это, скорее, длительный процесс учения, развитие в сторону лучшего и более возвышенного. Удары судьбы — в большей степени поводы для учения, нежели отплата за грехи прошлых существований. Их предназначение в том, чтобы индивид оказался в наиболее благоприятных условиях для овладения кармой. Это как бы шансы навести порядок там, где что-либо еще не в порядке.

    Зачем столь сложное вступление? А затем, что прочитанное вами выше представляет собой послание человеческой культуры, носителями которой вы являетесь независимо от вашего желания. Никто не мешает вам считать себя атеистами. Весь вопрос в том, справедливо ли говорить об общечеловеческих схемах, являющихся составной частью «коллективного бессознательного» в понимании его Юнгом, или данное послание произрастало на почве европейского культурного сознания. Даже то немногое, что мы сообщили здесь о буддизме, свидетельствует в пользу первой гипотезы. После того, как свою лепту (скорее большую, нежели малую) вносят в это дело наши воспитатели, упомянутое послание о зле, грехе и вине занимает прочное место в наших рассуждениях о себе. Можем ли мы любить себя, можем ли жить без страха и опасений, будучи такими грешными душами? Ежели перестанем взывать к совести, к покаянию, лучше всего через наказание, то наверняка скверно кончим. Ох уж этот Родитель внутри нас! У него действительно крепкие исторические и философские тылы.

    Христианству уже давно известно, что чувство вины и неспособность отпускать себе грехи — не самый лучший способ существования для индивида, а в конечном итоге и для общества в целом. Поэтому в распоряжении христиан имеется разработанная система, позволяющая освободиться от вины, начиная обрядом крещения, который снимает первородный грех Адама и Евы, и заканчивая исповедью, которая вместе с последующей молитвой или иной формой покаяния (это уж отдано на откуп «эксперту по науке», то есть священнику) и, наконец, последним помазанием позволяет избавиться от чувства вины за собственные прегрешения и дает прощение. Собственно, о вине, наказании и прощении ведут речь и все современные психотерапевтические системы — начиная от Фрейда и заканчивая, скажем, теорией ассертивности и представителями движения New Age. К вине, наказанию и прощению имеют отношение и практические руководства, помещенные в этой главе. Экспертами, однако, должны будете стать вы сами.

    Без умения прощать себе и другим невозможно любить себя. Мы включили этот пассаж именно сюда, хотя, по логике вещей, его следовало бы поместить выше, за главой о любви. Однако прощать себе и другим — самое трудное, и без определенной доли любви к себе здесь просто не обойтись.

    Прежде всего необходимо научиться отпускать себе мелкие грехи. Тот, кто не умеет прощать себя, не сумеет простить и других. А это означает, что нужно прекратить мысленно себя наказывать и мучиться от постоянных угрызений совести, стать вежливыми по отношению к самим себе. Все это ох как нелегко. Самокритика иногда ранит сильнее, чем просто критика. Потому что себе мы верим больше, нежели многим из окружающих. У нас всегда есть возможность посчитать критикующего агрессивным тупицей или человеком ошибающимся, неверно информированным. Либо страдающим человеком, которому жизнь не в радость, оттого он и на других нападает. Тем самым мы притупляем остроту его колкостей. У нас ограниченные возможности убежать или спрятаться от самих себя. Хотя они и существуют. Специалисты называют это механизмами психологической защиты. Речь идет о попытках избавиться от чувства вины за собственные прегрешения (они могут быть реальными, но чаще — мнимые). Все подобные приемы направлены на поиски «моральных оправданий?) своим действиям.

    Чаще всего прибегают к так называемой рационализации. Суть приема заключается в обосновании того, что произошло, как лучшего из возможного. Конечно же, в ситуации, когда мы понимаем, что это не так. Вы не сделали какую-либо работу, которую должны были выполнить? Да вы и не могли, поскольку занимались более важными, более значимыми, с социальной и этической точки зрения, вещами. Вы испытываете чувство вины из-за того, что в минувшие выходные не вымыли окна, на которые уже смотреть стыдно? А не тогда ли зашла к вам соседка, чтобы излить душу? Вот и прекрасно! Вы просто не могли мыть окна, так как оказывали духовную поддержку страдающему человеку. То, что в вашем распоряжении были целые выходные, а визит соседки длился всего один час, — это уже несущественная деталь, на которую не стоит обращать внимания.

    Еще можно было бы воспользоваться механизмом кислых гроздьев. Коли уж мы выбрали пример с мытьем окон, то еще большего совершенства вы достигнете в том случае, если скажете себе, что вы, собственно, и не думали мыть окна, потому что это излишне. Прогноз погоды однозначен, с Бискайского залива движется циклон, из чего логически вытекает, что в ближайшие дни может пойти дождь. Стало быть, окна мыть ни к чему. Ведь после дождя они будут выглядеть не лучше прежнего.

    Можно также воспользоваться механизмом вытеснения — в этом случае вы убеждаете себя, что вам вообще не нужно заниматься мытьем окон. Мол, все это — предрассудки, капризы дворничих, вас этим не прошибешь. Данный механизм тесно связан с переносом — когда свои негативные эмоции, вызванные чувством вины, оттого что у вас не вымыты окна, вы переключаете па дворничиху, то есть ваш внутренний монолог посвящен уже не собственным ощущениям неполноценности как хозяйки и вины, а направлен против дворничихи и вообще разного рода «мымр». Можно даже вступить с ними в непримиримый бей. Либо тайный, в ходе которого навестить приятельницу и, вместо мытья окон, перемыть косточки дворничихам и всем прочим мымрам. Либо явный, то есть ваше чувство вины как бы перебросить вашей же дворничихе, обвинив ее в том, что она плохо убирает в доме.

    Можно применить и механизм проецирования, он очень похож на предыдущий, разве что носит более общий характер. По причине своих немытых окон вы становитесь активисткой какой-либо женской организации. Дело, как говорится, вкуса и конкретного случая, будет ли это некий «Союз борьбы за повышение уровня моральной чистоты общества» или какая — либо организация, борющаяся за права женщин и, стало быть, выступающая против мытья окон. Тогда выходные вы станете проводить на митингах или демонстрациях. На них вы будете произносить пламенные речи либо о важности мытья окон и лени нации, которая моет их реже, чем следовало бы, либо о необходимости освобождения женщин от рабского домашне

    го труда. Из чего следует, что самим вам будет уже не до мытья окон, поскольку перед вами встанут гораздо более важные задачи.

    Кроме того, можете прибегнуть к механизму «Все равно я лучше!», или идентификации. Просто, являясь членом солидной общественной организации, вы как бы автоматически переходите в ранг сверхчеловека, на которого не распространяются обычные критерии и требования, то есть отныне мытье окон вас не касается.

    Но и механизм сладких лимонов не стоит сбрасывать со счетов. Здесь вы внушаете себе мысль о том, как хорошо, что вам не удалось сделать что-либо из запланированного. Мол, ну их, эти окна! Как раз пришла дочь с внучатами, и представьте себе, что могло бы случиться, если б вы оставили окно недомытым с приставленной к нему стремянкой. Ведь, не ровен час, бедные детишки залезли бы на нее и выпали с десятого этажа. О, даже подумать страшно, само Провидение уберегло вас от злополучного мытья окон!

    Мы выбрали этот «женский» пример не потому, что кто-либо из нас побывал членом организаций, подобных упомянутым выше. Но если вести речь о «мужском» способе, то мужчины часто становятся членами разного рода политических партий и союзов, а также общественных организаций. В большинстве случаев речь, разумеется, идет не о проблеме немытых окон или, скажем, капающих краников, а о других, по сути своей более важных, вещах.

    Таким образом при желании можно поступать со всеми житейскими мелочами, да и с делами серьезными. Но в том, что это не решает ваших проблем, не приходится сомневаться. Было бы куда проще, если бы мы могли избавляться от собственного чувства вины, ощущений своей неполноценности или слабости с помощью игр с самими собой. Однако негативные чувства и самооценки вас не покидают. Вы лишь на время вытесняете их из сознания, отчего становится несколько легче. Если же свои негативные самооценки удастся вытеснить из сознания на длительный срок, то со временем вам станет гораздо хуже. Они живут в вас и что-то делают с вами, в том числе с вашим телом. Бегство от них может закончиться неврозом или депрессией, а то и с успехом привести к психосоматическим заболеваниям, которые служат доказательством того, что со своими играми вы уже дошли до точки — вам ни вздохнуть (астма), ни ступить ни шагу (полиартрит), ни поесть (я:ша желудка и двенадцатиперстной кишки), наконец, уже и не жить (инфаркт, рак), или же по одному вашему виду ясно, какие вы «нечистые» (экзема, псориаз). Между тем вовсе не обязательно начинать с психосоматических заболеваний. Достаточно подхватить и распространенную инфекцию, например, грипп, чтобы потом он продолжался целый месяц и лабораторные анализы подтвердили, что с иммунной системой у вас действительно есть проблемы.

    Если вы откровенно удивлены, вернитесь к началу главы. Нее это вы носите с собой в образе своего Родителя. Не так-то просто жить в столь низкой личности, привязанной к материальному и полной пороков. Попробуйте двигаться к желаемому совершенству посредством того, что на первых порах уделите внимание прощению. Прощение — путь к любви. Чувствовать себя хорошо — значит любить себя. Если вы тянете за собой все реальные или мнимые грехи прошлых времен и человеческого естества, то с любовью к себе, по меньшей мере, придется повременить. Для начала поступите < ледующим образом:


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...