История садового искусства
Желание окружить себя первозданной красотой, наполненной пением птиц, журчанием воды, благоуханием цветов, и хозяйственная необходимость дали начало рукотворным ландшафтам, каждый из которых являл собой зеркало эпохи.
Доподлинно неизвестно, когда и кем был создан первый сад. Самые ранние из дошедших до нас изображений обнаружены в Египте и датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Миниатюрные копии садов, барельефы, росписи древнеегипетских гробниц наряду с литературными источникам дают представление о том, как выглядели сады древности: они были замкнуты и имели геометрическую форму, выполняли эстетическую и утилитарную функции. Растения в них произрастали как местные, так и интродуцированные. Прямоугольный водоем был центром сада, по периметру которого шла симметричная посадка деревьев или трав. Самыми знаменитыми садами Древнего мира были висячие сады Семирамиды в Вавилоне. По одной из версий, они были созданы при ассирийской царице Семирамиде (IX в. до н.э.), после ее смерти -заброшены, а впоследствии восстановлены царем Навуходоносором II (VII в. до н.э.). Сады с пышной растительностью и каскадами воды были устроены на рукотворных четырехъярусных каменных террасах. Как одно из семи чудес света описывал их древнегреческий историк Диодор.
Сады античности (VI в. до н.э. — VI в. н.э.) отражали мировоззрения греков и римлян. Архитектура Греции, где в основе прекрасного лежало разумное начало, была неразрывно связана с ландшафтом. Город Эфес и Афинский акрополь буквально вырастали из окружающего пейзажа. Городские священные рощи; общественные сады — предвестники парков отдыха; философские пейзажные сады, служившие классами под открытым небом для школ Платона и Эпикура и лицея Аристотеля, а также частные сады — все они соразмерны человеку в отличие от египетских. Римляне больше внимания уделяли частному саду и противопоставляли эстетику геометрии живописному окружению. Хотя и существовали городские сады, которые, как правило, устраивались при общественных сооружениях (термы, стадионы), все же основными были римские виллы и атриумы. Надо заметить, что топиарная стрижка впервые появилась в Риме. При виллах в Помпеях была должность топиариуса (садовника), который создавал невообразимое зеленое великолепие.
В отличие от либеральной античности в средневековой набожной и куртуазной Европе (V-XV вв.) существовало два основных типа сада. Закрытый, созданный по строжайшим канонам и наполненный символикой — «сад огражденный», «сад-микромир» или «сад Марии» при монастыре, где в основном выращивали плодовые деревья, огородные культуры и лекарственные растения. И в противоположность ему — роскошный и благоухающий сад при замке, так называемый райский сад земных наслаждений или сад любви, с плодовыми деревьями и декоративными растениями, в частности ароматными розами, привезенными крестоносцами с Ближнего Востока. В позднем Средневековье появляются сады-лабиринты из стриженых растений, ведущие начало от изображений лабиринтов, выложенных на каменном полу соборов. Основным источником знаний о том, как выглядел сад в эпоху Средневековья, служат книжные миниатюры и произведения станковой живописи.