• Информация о более высокой степени воздействия осознаваемых стрессоров

    Август 05, 2016 Нет комментариев

    Характеризуются девочки-подростки в сопоставлении с мальчиками того же возраста, косвенно подтверждается и в исследованиях И. Н. Андреевой, изучавшей взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков. Автор выявила тот факт, что «девочки-подростки в большей мере, чем мальчики, предрасположены к развитию тревожности в эмоционально tк1()лаг ополучных условиях общения» [4, с. 7 3]. По мнению И. Н. Андрее вой, это связано с тем, что личностная тревожность у девочек в большей мере, чем у мальчиков, обусловлена характером взаимоотношений со сверстниками. Длительное же воздействие психотравмирующей ситуа ции может осознаваться девочками как личностная тревожность. В процессе статистической обработки данных, с одной стороны, проводился сравнительный анализ в процентном соотношении, с другой-по коли честву баллов, набранных по «Шкале…» различными группами учащихся с той или иной степенью воздействия стрессоров. Например, было показано в процентном соотношении, что на основании критерия Фишера на уровне значимости р<0,01 количественные показатели низкой степени воздействия осознаваемых стрессоров у мальчиков выше, чем удевочек-подростков. Результаты говорят о том, что шкала для анализа показателей воздействия стрессоров при некоторой модификации методики является верной. Поэтому, кроме определения силы воздействия стрессоров, «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс» была использована при изучении жизненных событий, которые осознаются подростками как стрессоры. Критерий Фишера [133] позволил выявить достоверные различия между мальчиками и девочками в частоте упоминаний осознаваемых стрессоров в одинаковых возрастных группах, между учащимися разных возрастных групп с V по IX классы, а также при сравнении показателей девочек и мальчиков различных возрастных групп с общими показателями девочек и мальчиков. Кроме того, достоверные различия в частоте упоминаний подростками отдельных стрессоров были обнаружены при сравнении показателей каждой возрастной группы с V по IX классы с общими показателями для V — IX классов в целом. Прежде всего нужно отметить, что сравнивались именно те стрессоры, которые одна из половозрастных групп называла наиболее часто (более чем в 1/3 случаев среди всех учащихся). В ходе исследования обнаружено 11 таких стрессоров (табл. 17). Группу наиболее часто упоминаемых подростками стрессоров составили: «Знакомство с новыми друзьями» (791, что составило 78,08 %), «Получение травмы или болезнь» (688-67,92%), «Ссоры с братом или сестрой» (618-61,01%), «Стычки с родителями» (575-5 6,76%), «Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе» (521-54,43%), «Разрыв отношений с другом или подругой» (536-52,91 %), «Чрезмерная худоба, слишком высокий или низкий рост» (517-51,04%), «Перемены во внешнем облике» (484-47,78%), «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка)» (445-43,93%), «Потеря любимого домашнего животного» (428-42,25%), «Провал на экзаме не» (397-39,19%).

    Результаты выполнения подростками «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс» можно сопоставить с данными, полученными Т. Л.Крюковой на российской выборке [91]. Выявленные ею стрессоры свидетельствуют о значимости для старших подростков проблем, связанных с обучением, личным будущим, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, а также вопросами самооценки (непонимание другими, неуверенность в себе). Отмеченные стрессоры свидетельствуют о распространенности в жизни подростка стрессовых переживаний в таких видах деятельности, как общение (со взрослыми и сверстниками) и обучение, а также в процессе осознания им собственного «Я». Ниже приведены таблицы, составленные по результатам проведения «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс» и отражающие значимые факторы стресса для мальчиков и девочек-подростков по каждому из классов с V по IX. В табл. 18-22 выделены другим фоном строки, в которых стрессоры были отмечены более чем 1/3 респондентов. Приведем показатели сравнения стрессоров, выбранных девочками / мальчиками каждой из исследуемых возрастных групп, с общими показателями для девочек / мальчиков с V по IX классы и показатели учащихся каждой из указанных возрастных групп с общими показателями всех учащихся исследуемого возрастного интервала. В процессе анализа протоколов было отмечено, что у подростков, переживших одно или несколько кризисных событий (первые четыре пункта «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс» «Смерть отца или матери», «Смерть брата или сестры», «Смерть близкого друга», «Развод или разъезд родителей»), увеличивалось количество и других стрессоров. У них по сравнению с не имевшими подобного рода проблем подростками во всех случаях констатировалась высокая степень воздействия осознаваемых стрессоров. Вместе с тем была зафиксирована и другая особенность: подростки, осознавая степень воздействия отдельного события, не осознают степени воздействия стрессоров в комплексе. Когда учащимся с высокими показателями воздействия стрессоров задавался вопрос о состоянии, в котором они находятся на данный момент, то ответами чаще всего были слова «Нормальное», «Хорошее», «Такое же, как и у всех». Однако классные руководители констатировали ухудшения в эмоциональной и когнитивной сферах подростков, указывали на повышение у них уровня психического напряжения. Сопоставление показателей факторов стресса для мальчиков и девочек V классов выявило достоверные (р<0,01) различия по следующим пунктам: «Потеря любимого домашнего животного» (10), «Потеря родителей или какого-нибудь другого близкого родственника (не самого подростка)» (11), «Разрыв отношений с другом или подругой» (13), «Чрезмерная худоба, слишком высокий или низкий рост» (20). Значительно большее количество девочек-подростков по сравнению с мальчиками того же возраста назвало указанные выше стрессоры (табл. 18).


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...