• Инцест и Библия

    Февраль 10, 2015 Нет комментариев

    Инцест и БиблияКак далеко в глубь веков мы бы ни забрались в своих исследованиях человеческого поведения, мы везде обнаруживаем запрет на сексуальные отношения или брак между близкими родственниками. Нарушением этого предписания является инцест. Правила у разных народов разнятся в деталях, однако в большинстве обществ запрещены половые связи между братьями и сестрами, и между родителями или бабушками, и дедушками, и детьми.

    В древней Месопотамии законы, якобы данные богами, запрещали инцест. В то же самое время боги в месопотамских мифах вступали в инцестуозные отношения. Так, например, от одного из богов забеременели и его дочь, и его внучка, и рассказчик никак не осуждает его поведение1. В другом мифе в половые отношения друг с другом вступают богиня и ее сын, после чего сын убивает своего отца и совокупляется с его сестрой2.

    Кодекс Хаммурапи (1728 — 1626 гг. до н. э.) объявил вне закона половые отношения между отцом и его дочерью или невесткой, и между матерью или приемной матерью и сыном. Нарушение этого закона наказывалось изгнанием, лишением наследства или смертью3. Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. У божеств был один кодекс поведения, у людей — другой. Насколько это несоответствие моделей поведения действительно затрагивало жизнь месопотамцев, неизвестно. Они соглашались с тем, что у богов есть власть и привилегии (в том числе бессмертие), недоступные человечеству; то, на что имеют право боги, не могут совершить люди. Боги дают законы; простые смертные обязаны их выполнять.

    В Египте преобладала другая общественная модель. Инцестуозные браки были вполне дозволены как богам, так и людям. Геб, бог Земли, и Нут, его сестра-близнец, богиня неба — были родителями Исиды и Осириса, которые были мужем и женой, а также Сета и Нефтиды, которые также существовали вместе. К египетскому секс-символу — богу Мину, которого всегда изображали с эрекцией и часто называли «буйволом матери своей», было обращено такое приветствие, звучавшее на празднествах: «Слава Мину, который оплодотворил свою мать! Покрыто тайной то, что ты сделал с ней в кромешной тьме!»4

    Инцестуозный брак в Древнем Египте был связан со способом перемещения собственности внутри семьи. Несмотря на то, что мужчина был хозяином имущества семьи, в том случае, если у него умирала жена, контроль за собственностью, по египетской традиции, переходил к старшей дочери. Чтобы защитить свои интересы и удержать нажитое, отец женился на дочери или брат — на сестре. В том случае, если дочь выходила замуж «на сторону», права владения переходили к ее мужу и его семье5.

    Бог плодородия в древнем Ханаане, Баал, и его сестра Анат вступали в половые отношения. Современной науке неизвестно, существовали ли инцестуозные браки и какие-то связанные с инцестом ограничения в ханаанском обществе.

    В других мировых культурах инцестуозные отношения допускались как часть определенных племенных ритуалов. В африканском племени, живущем вдоль реки Нхотами, инцест входит в ритуал подготовки к охоте, поэтому на него смотрят сквозь пальцы. Среди некоторых индейских племен в Мексике, живущих в горах Сьерра-Мадре, инцест связан с определенными экономическими благами. Яванские каланги используют инцест в качестве магического стимула к материальному благополучию. В некоторых этнических группах этот вид отношений принят испокон веков6.

    В большинстве общественных групп существует запрет на браки между кровными родственниками, однако понятия о том, что такое «кровные родственники», в разных культурах отличаются, что влечет за собой и разницу в предписаниях об инцесте. Там, где инцестуозные браки объявлены вне закона, половые отношения между близкими родственниками тоже запрещены.

    Библейские законы, запрещающие брак или секс между близкими родственниками, отражают скорее месопотамские представления об этом вопросе, чем египетскую практику. Кроме того, Библия содержит несколько народных легенд об инцесте, никак не осуждая участников этих актов. Одна из этих историй касается патриарха Авраама и его жены Сарры.

    Этот отрывок является вариацией одной и той же темы — попытки представить жену как сестру. Суть рассказа в том, что красота женщины заставит ее поклонников, если они будут знать, что она замужем, убить мужа, сделав ее, таким образом, вдовой и получив возможность жениться на ней. Чтобы спасти мужа, женщина представляется его сестрой.

    Наиболее древняя из этих вариаций — это рассказ об Исааке и Ревекке в Гераре (Быт. 26:1-33). Исаак говорил всем, что Ревекка — его сестра, однако царь Авимелех увидел, как Исаак занимается с ней петтингом (ца-хак), и заметил, что с сестрой так себя обычно не ведут. Исаак признался в своем обмане. То же самое произошло с Авраамом и Саррой в Египте. В этом рассказе Сарра успела войти в гарем фараона, прежде чем обман был раскрыт (Быт. 12:10-20). Третий вариант повествует о том, как Авраам и Сарра были в Гераре, где царем (как в случае с Исааком и Ревеккой) был

    Авимелех (Быт. 20). Сарра, представившаяся сестрой Авраама, оказалась с ним в постели. События развивались бы естественным в таких случаях образом, если бы не вмешался Бог, спасший Сарру от половой связи с царем. Рассказчик, объясняя поведение Авраама, говорит, что Сарра в действительности была его сводной сестрой. У них был один отец, хотя и разные матери. Никакого осуждения инцестуозного брака или обмана нет.

    Другая легенда об инцесте связана с Лотом, племянником Авраама, и Лотовой дочерью. Дело происходит поблизости от городов Содом и Гоморра. Жена Лота, ослушавшись Ягве и оглянувшись назад на своем пути из долины, превратились в соляной столб. Лот и две его дочери остановились на отдых в пещере. Вот что случилось потом.

    И жил [Лот] в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: «Отец наш стар; и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя». И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая, и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: «Вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя». И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая, и спала с ним: и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав («от отца»). Он отец Моави — тян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми («сын моего народа»). Он отец Аммонитян доныне [Быт. 19:30-38].

    В рассказе о Лоте инцест тоже не осуждается. На самом деле эта легенда, возможно, связана с древним мифом о разрушении Вселенной Богом — своего рода вариацией мифа о потопе. Старшая дочь жаловалась на то, что на земле не осталось мужчин, от которых она могла бы родить ребенка. Какова бы ни была первоначальная версия этой истории, теперь она известна нам как фольклорная легенда. И в этом культурологическом контексте ее можно истолковать как объяснение родственной связи между иудеями и их соседями — аммонитянами и моавитянами. Кроме того, легенда могла быть сочинена для того, чтобы уличить соседние народы в инцестуозном происхождении и установить их нижестоящее по сравнению с безупречными по происхождению иудеями положение. Если этот отрывок народной легенды представляет собой всего лишь ниспровержение моавитян или аммонитян — это может служить поддержкой идеи о том, что инцест, даже в экстремальной ситуации — дочери изолированы в пещере — все-таки заслуживает осуждения, пусть даже в самой завуалированной форме.

    Участница другой народной легенды об инцесте — наложница. Несмотря на то, что статус наложниц в иудейской семье отличался от статуса жены, они считал ись частью рода и даже иногда кое-чем владели. В любом случае они в той же степени были защищены от инцеста, как и любой другой член семьи, и половые отношения с наложницей, принадлежавшей, например, собственному отцу, приравнивались к инцесту. У Иакова, которого иногда называют Израиль, была наложница Валла. Его сын Рувим соблазнил ее. В сокращенном библейском рассказе не содержится описания реакции Израиля (Иакова). Сказано лишь, что отец «услышал» об этом (Быт. 35:22). Впоследствии Рувим был проклят отцом и утратил дававший ему определенные привилегии статус первенца. Его колено было обречено на слабость, поскольку Рувим «осквернил» ложе своего отца (Быт. 49:3; ср. 1 Пар. 5:1). Похоже, что этот рассказ сложился тогда, когда число потомков Рувима стало уменьшаться; народная легенда объясняет, почему это произошло.

    Один библейский рассказ, который, скорее всего, основан на фактическом материале, касается эпизода из дворцовой истории царя Давида. Сын Давида, Авессалом, взбунтовался против отца и в итоге вынудил его бежать с иерусалимского трона. В свое отсутствие Давид поручил десяти наложницам из гарема следить за дворцом (2 Цар. 15:16). Когда Авессалом занял город, он раскинул шатер на крыше дворца, откуда ему был виден весь Иерусалим. Затем он на глазах у изумленной публики стал развлекаться с женщинами из гарема отца. Это был не просто акт неповиновения — это было свидетельство того, что он занял место отца, стал хозяином дворца и государства. Давид, смещая царя Саула, сделал то же самое; он овладел женами Саула (2 Цар. 12:8). По тому же принципу развивались события, когда военачальник Саула, Авенир, хотел отнять царство у сына Саула — Иевосфея. Он овладел наложницей Саула — Рицпой. Когда его призвали к ответу за этот поступок, он отреагировал очень гневно и предал царя (2 Цар. 3:6-21). Позднее, когда Адония попросил у Соломона Ависагу Суна — митянку, последнюю любовницу его отца (царя Давида), это стоило ему жизни, потому что Соломону было прекрасно известно, что его брат претендует на корону. Таким образом, инцест, совершенный Авессаломом, был на самом деле политическим заявлением, социальным актом, который должен был продемонстрировать его власть. Когда Давид снова воцарился на своем троне и поселился во дворце, он изолировал всех наложниц и отстранил их от половых отношений с кем бы то ни было, поскольку из-за поступка Авессалома они стали нечистыми (2 Цар. 20:3).

    Библейские законы, запрещающие инцест, очень подробны. Глава 18 книги Левит — это часть того, что ученые называют «Кодексом святости», потому что в ней собраны установления, которым Израиль должен следовать, если он хочет оставаться «святым» народом, любимым их Богом Ягве. Этот кодекс был сформулирован в VI веке, во время вавилонского плена; однако не может быть никакого сомнения в том, что при его подготовке были собраны и обработаны более ранние материалы.

    Кодекс постулирует, что Израиль идет иным путем, нежели Ханаан или

    Египет: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (Лев. 18:3). Иудейский закон запрещал человеку вступать в половые отношения с родителями, сестрой, племянницей или племянником, тетей, дядей, дочерью или невесткой, внуком или внучкой. Поскольку дети могли иметь общего отца, но разных матерей, закон запрещал сексуальные связи между любыми кровными родственниками, хотя брак со сводной сестрой иногда допускался (ср. Быт. 20:12;

    2 Цар. 13:7-13).

    Наказания за нарушение закона об инцесте были самыми разными: от изгнания до угрозы проклятия вместе с потомством и смерти. Ритуал проклятия, сложившийся во время вавилонского плена (VI век до н. э.), записан в 27-й главе Второзакония. Мужчина, совокупляющийся с женой своего отца, с сестрой или сводной сестрой, подлежит проклятию. Как выполнялись эти наказания, неизвестно.

    Сам факт наличия юридического запрета на инцестуозный секс свидетельствует о том, что он не был редкостью среди иудеев. Пророк Иезекииль, живший в Вавилоне в VI веке до н. э., резко осуждал жителей Иерусалима. Среди его обвинений — критика половых отношений между отцами, и невестками, и братьями, и сестрами (Иез. 22:11).

    В настоящее время законы, запрещающие брак или половые отношения между близкими родственниками, отличаются друг от друга в разных странах. Наиболее распространены запреты на отношения типа «дядя — племянница», «тетя — племянник», а также браки между двоюродными сестрами и братьями. Однако в некоторых обществах это практикуется — в зависимости от того, по отцовской или по материнской линии связаны родственники. Кое-где нельзя вступать в брак и с приемными отцами, матерями или детьми. Брак или половые отношения между близкими родственниками, которые вскоре после рождения были разлучены, а позже встретились и влюбились друг в друга — это не только мифологический (Эдип) или литературный («История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга) сюжет; это время от времени происходит и в современном мире, попадая на первые страницы газет.

    Вне всякого сомнения, современные запреты напрямую связаны с почти универсальными табу на браки с близкими родственниками, однако связь с библейскими поучениями, возможно, еще крепче. Своего рода подтверждением мудрости этих табу может служить знание о биологических факторах, которые могут сыграть свою роль. Современные исследования показали, что у супругов, являющихся близкими родственниками, чаще рождаются умственно неполноценные или страдающие физическими недостатками дети. С другой стороны, скотоводы утверждают, что от случки скота с потомством обоих полов может получиться более сильный приплод. Тем не менее биологи и социологи отмечают, что те цивилизации людей, которые

    предпочитают нормальные браки родственным, выигрывают, если можно так выразиться, процесс выживания.

    Существует множество спекулятивных теорий, пытающихся объяснить, почему табу на инцест так широко распространено. Считается, в частности, что такое табу необходимо для защиты статуса семьи. Любовные взаимоотношения между родителем и ребенком, кончающиеся беременностью, могут привести к возникновению проблем с традиционным распределением обязанностей по воспитанию детей и домашнему хозяйству. Романы между братьями и сестрами могут разделить семью: возникает опасность союза детей против родителей. Поскольку отцы, как правило, «влюбляются» в своих дочерей, а матери — в сыновей (и наоборот), перетекание этой «родительской» влюбленности в реальную разрушает семью, вызывая ревность и т. д. Тот факт, что мы не знаем подробностей происхождения этого табу и различных его вариаций, не имеет значения; табу существует в реальности и влияет на жизнь общества.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...