• Групповая работа

    Август 12, 2016 Нет комментариев

    Проведение групповой работы планировалось по итогам индивидуальной работы со школьниками и строилось по принципам:

    • деятельностного подхода к формированию личности, согласно которому в процессе сознательно-волевой активности личности проявляются способности человека к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления, способность властвовать над собой, сознательно управлять своим поведением, творчески решать стоящие перед личностью задачи [146];

    • когнитивного подхода, согласно которому нужно осознавать,

    что паттерны личности (когнитивная сфера, эмоции и мотивация поведения) изменяются с большим трудом [80, с. 31]. Поэтому для эффективного научения желательным моделям поведения необходимо подкрепление, в процессе которого постепенно отбираются эффективные формы поведения, в то время как неэффективные-отбрасываются [8, с.32-33].

    Учащемуся, в зависимости от его личных проблем и особенностей характера проблем, предлагалось четыре различных по содержанию направления групповой работы:

    • «Тренинг по факту агрессии со стороны сверстников»;

    • «Социально-психологический тренинг»;

    • специальный семинар «Учись учиться»;

    • занятия в «Клубе любителей литературы».

    Повторная диагностика. Диагностика проводилась согласно простому плану для двух групп с предварительным тестированием (тест-воздействие-ретест), предложенным Д. Кэмбеллом [40], и представляла собой повторное проведение опросных методик («Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс» и опросника «Воздействие стрессоров микросреды на подростка»), а также индивидуальной беседы с подростком после формирующего этапа исследования для проверки эффективности экпериментального воздействия.

    Подведение итогов (интерпретация результатов). Завершение исследовательского цикла включало в себя подтверждение (опровержение) гипотезы о положительном влиянии экспериментального воздействия на учащихся. Эффективность комплексной программы оценивалась по описанным выше критериям. В случае отрицательного результата проводилась повторная беседа с подростком, в ходе которой решался вопрос о дальнейшей работе с ним.

    2-й БЛОК: профилактико-просветительская работа с учителями и родителями

    Блок включал в себя три направления психологической работы:

    • психологическое просвещение родителей;

    • психологическое просвещение учителей;

    • подведение итогов на совещании в присутствии администрации школы (директора).

    Задача: дать наиболее полную и точную информацию по подростковым проблемам, связанным с воздействием стрессоров, родителям, учителям, администрации школы.

    Психологическое просвещение родителей. Результаты нашего исследования показывают, что ведущую роль в возникновении психической напряженности у подростков 12-14 лет играют семейные стрессоры (например, давление со стороны родителей), что полностью соответствует данным Б. Компаса[190]. Поэтому актуальным явилось взаимодействие школьного психолога с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. Психологическое просвещение родителей осуществлялось с учетом принципа системности и принципа психологического сопровождения. Был учтен тот факт, что подросток, активно взаимодействуя с микросредой, перенимает социальный опыт [84], и поэтому психологическое просвещение родителей было направлено на информирование их об эффективности способов преодоления, которые применяет подросток при возникновении стрессогенной ситуации. В общеобразовательной школе проводились родительские собрания, «родительские университеты» и «родительские субботы». На них родителям сообщалось об особенностях подросткового возраста, о проводимой в школе комплексной программе по преодолению воздействия стрессоров и об обобщенных результатах исследования.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...