• Еврейский закон и Библия

    Январь 28, 2015 Нет комментариев

    Еврейский закон и БиблияЕврейский закон, параллели которому можно найти у соседних древних народов, предписывал брату умершего бездетного мужчины совокупиться с его вдовой и зачать ребенка. Ребенок, рожденный от этого союза, носил имя умершего человека, считался его сыном, вступал во владение его имуществом и обеспечивал вдову. Такой брак назывался «левират», или брак с деверем (от лат. «левир» — брат мужа; еврейское «йабам»).

    Продолжению рода придавалось огромное значение, потому что по иудейской вере человек существует столько, сколько помнят его имя. Стоит имени исчезнуть из памяти людей — и человек как будто бы и не существовал. В концепцию загробной жизни в Израиле не входили понятия о рае и аде — они появились позже. Тень человека продолжала свое призрачное существование в подземном мире (Шеоле), однако личное бессмертие не признавалось.

    Если бы вдова вышла замуж за человека из другого рода, все имущество покойного перешло бы посторонним. Если бы она умерла бездетной, ее наследство могло бы достаться рабу. Левират служил защитой имущества рода.

    Во Второзаконии ясно отражены эти древние общественные модели.

    Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее [то есть брат мужа] должен войти к ней, и взять ее себе в жены, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «Деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и, если он станет и скажет: «Не хочу взять ее», тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и скажет: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле: «Дом разутого». [Втор. 25:5-10]

    Целью этого юридического установления являлось увеличение семьи, при котором сыновья и дочери продолжали бы жить вместе со своими родителями или поблизости от них, а младший брат жил бы вместе со старшим женатым. Суд состоял из старейшин, которые сидели на низких каменных скамьях у входа в город, в тени стен. Ясно, что деверя никто не обязывал брать в жены вдову своего брата, однако он должен был сообщить о своем решении публично, и отказ от этой обязанности автоматически переводил его и его потомство в разряд нелояльных людей.

    Закон о левирате лишь несколько раз упоминается в Библии. С ним связана история Руфи. Семья из Вифлеема во время засухи перемещается в Моав. Там двое молодых людей из этой семьи женятся на моавитянках. Через некоторое время они оба умирают. Ноеминь, их мать, в сопровождении Руфи, одной из своих невесток, решает вернуться в Вифлеем, свой родной город. В пути им приходилось туго, и Руфь пошла в поле собрать колоски, оброненные жнецами. Там она поразила воображение Вооза, владельца поля, и он приказал своим жнецам разрешить ей приходить на поле в любое время.

    Когда Ноеминь узнала об интересе этого человека к ее невестке, она посоветовала Руфи «умыться, помазаться» и, когда Вооз уснет на гумне, «открыть у ног его». Слово «ноги» в данном случае было эвфемизмом, обозначавшим половые органы, поэтому не было никакого сомнения в том, что именно последовало за этой акцией. По словам Ноеминь, Вооз должен сказать Руфи, «что ей делать». Проснувшись ночью, Вооз обнаружил, что между ног у него лежит женщина. Он накрыл ее своим платьем, что было символом власти над женщиной и готовности ее защищать. Он объяснил ей, что у него есть более близкий ей родственник, которому принадлежит первоочередное право выполнить закон левирата, и что он должен поговорить с этим человеком. Тот отказался от этой своей обязанности, после чего был выполнен ритуал снимания обуви, Руфь и Вооз поженились и стали предками царя Давида.

    В легенде, связанной с патриархом Иудой, также упоминается закон о левирате (Быт. 38). Когда сын Иуды, Ир, умер, не оставив потомства, его брат Онан отказался жениться на вдове Ира Фамари. Ягве лишил его жизни. Тогда Иуда пообещал выдать Фамарь замуж за своего младшего сына, когда тот подрастет, однако время шло, а обещание не выполнялось.

    Тем временем умерла жена Иуды. Фамарь решила пойти на крайние меры. Она оделась блудницей и, не открывая лица, соблазнила Иуду. В результате она забеременела от своего свекра. Хотя это и вступало в некоторое противоречие с законом левирата, общество могло это принять. Она родила двух сыновей-близнецов, которые носили имя ее мужа.

    В синоптических Евангелиях проблема левирата тоже отражена. Саддукеи, не признававшие ни загробной жизни, ни воскресения из мертвых, прекрасно знали о том, что сам Христос, а также фарисеи и представители других религиозных иудейских групп верят в рай, ад и воскресение из мертвых. Тогда они задали Христу каверзный вопрос. Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив потомства. Второй взял в жены вдову и тоже умер бездетным. То же самое последовательно произошло со всеми братьями, но никаких детей так и не получилось. В конце концов женщина умерла сама. «Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» — спросили они Христа. Иисус ответил, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах» (Мк. 12:18-27 и то же в других Евангелиях). По мнению Христа, на небесах никаких сексуальных отношений быть не может!

    Похоже, что, когда речь шла о браке между членами семьи во исполнение закона левирата, все библейские установления, относившиеся к инцесту, просто не принимались во внимание. Однако во всех других ситуациях эти установления неукоснительно соблюдались. Кроме того, брак с братом мужа не считался формой полигамии, поскольку больше одного мужа одновременно у женщины не могло быть.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...