• Эмоциональные состояния подростков в стрессогенных ситуациях

    Август 03, 2016 Нет комментариев

    При проведении анкетирования было выявлено значительное различие в количестве названных стрессогенных жизненных событий, относящихся к факторам микросреды, относительно факторов макросреды и личностных факторов. При этом обучение-главный источник стресса в жизни подростков. Эмоциональное состояние, которое испытывают подростки при возникновении стрессогенных жизненных событий, во всех случаях отрицательно.

    Для более глубокого изучения последствий воздействия стрессоров на учащихся по итогам предшествующего диагностирования был разработан опросник «Воздействие стрессоров микросреды на подростка». Опросником называется «средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющее количественно определять их качества и степень развития» [42, с.237]. Основная идея опросника заключается в том, что стрессоры оказывают комплексное воздействие на подростка, включая эмоциональную, когнитивную, поведенческую и физиологическую сферы его личности. Исследования, проведенные М. И.Дьяченко, Л. А.Кандыбовичем, В. А. Пономаренко, подтвердили, что «для оценки степени воздействия напряженной ситуации используются такие показатели, как: а) физиологические сдвиги (вегетативные реакции); б) психические изменения (показатели психических процессов, определяющие успешность деятельности); в) изменения функционального уровня деятельности (результаты деятельности). Наиболее информативными являются изменения психических познавательных процессов, которые необходимы для успешного выполнения задачи, и высокие вегетативные сдвиги, в особенности изменение артериального давления и частоты сердечных сокращений» [43, с. 10]. О вероятном развитии стресса вне связи с выполняемой деятельностью можно судить и по опроснику Т. А.Немчина, адаптировавшего методику измерения тревожности Дж. Тейлор [121]. «Опросник, опредоляющий склонность к развитию стресса» состоит из 50 утверждении Испытуемый соглашается или не соглашается с каждым утверждением Содержание утверждений опросника представляет собой описание фи зиологических и эмоциональных реакций человека на стрессоры. Авто ры считают индикаторами стресса покраснение, проблемы с желудком, дрожь в руках, приступы тошноты, чувство голода, усиленное сердце биение, потливость, частые болезни, а также беспокойство, страх, бьк трую возбудимость, тревогу. [107]. Такого же мнения придерживается И. А.Фурманов в опроснике «Оценка психосоматического здоровья» и выдвигает 37 показателей благополучия и неблагополучия в организме, среди которых нарушения питания, проблемы с пищеварением, боли в области сердца, нервные тики, головные боли, нарушения дыхания, кровообращения, сна, ознобы, боли в мышцах и суставах [170, 171]. При составлении опросника были использованы данные исследований К. Бредли и Т. Кокса [81], что нашло свое отражение в описании процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности человека при осознании им своего психического состояния.

    В шести графах схемы К. Бредли и Т. Кокса «Различные аспекты влияния стресса» (табл. 6) приведены характеристики, отражающие воздействие стрессоров на различные сферы жизнедеятельности: личностную, поведенческую, когнитивную, а также влияющие на физиологическое состояние, здоровье и работоспособность. Учитывая наш взгляд на проблему стресса как на психологический феномен, большое внимание уделялось анализу воздействия стрессоров на личностную, поведенческую и когнитивную сферы.

    Название схемы К. Бредли и Т. Кокса вызывает ряд вопросов. Понятие «аспект» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «точка зрения, взгляд на что-то» [125, с.27], что искажает смысл содержания схемы. Обобщение названий шести граф и введение объединяющего их термина позволило назвать опросник, состоящий из инструкции, 3 блоков по 29 вопросов в каждом (применялись закрытые косвенные вопросы) и интерпретации результатов, так: «Воздействие стрессоров микросреды на подростка». Поскольку в процессе предыдущих исследований была выявлена высокая значимость для подростков факторов микросреды, то первый блок вопросов посвящен школьным стрессорам и реакциям учащихся на события, происходящие ежедневно в обстановке обучения. Второй блок отражает воздействие на подростка семейных стрессоров. Третий блок включает в себя такой фактор микросреды, как проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

    В процессе составления опросника стал актуальным вопрос о его валидизации. В общем виде валидность означает «пригодность» или «обоснованность» для решения поставленной цели, соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту) [40]. Выделяют различные типы валидности и способы ее определения. При составлении опросника учитывалась содержательная (очевидная) валидность, поскольку блоки вопросов о школе, семы’ и (1К’|к тиках были сформулированы на основании результатов ,1Н1««тирования и адаптации «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс». Содержание опросника соотносилось с содержанием схемы «Различные аспекты влияния стресса» К. Бредли иТ. Кокса) и опросника для выявления нервно-психического напряжения (Т. А.Немчина). Учитывалась также и концептуальная валидность. Опосредованно, на основе анализа последующего состояния подростков, была подтверждена и прогностическая валидность созданного инструментария-опросника «Воздействие стрессоров микросреды на подростка».


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...