• Эксгибиционизм и Библия

    Февраль 17, 2015 Нет комментариев

    Эксгибиционизм и БиблияСозданный в X веке до н. э. еврейский миф о творении рассказывает о жизни Адама и Евы в Эдемском саду. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). На этой первой стадии существования они ничем не отличались от других парных тварей — животных или птиц, которые прикрыты только собственной кожей. Но после того, как Ева съела плод запретного древа познания добра и зла, люди потеряли животную невинность. Они узнали то, что было ведомо лишь высшим существам, и познали свою наготу. В роли просветительницы выступила Ева, и с этого времени, согласно мифу, люди начали прикрывать свои половые органы: сначала — фиговыми листьями, затем — подаренными Ягве шкурами животных, от которых Адама и Еву отделяла теперь невидимая граница. Обнаженное тело оказалось под запретом.

    В некоторых библейских рассказах, где упоминается обнажение человеческого тела, имеется в виду участие в половом акте. Раскрыть чью-нибудь наготу — означало не просто посмотреть на голое тело, но вступить в сексуальную связь. Кроме того, это могло также свидетельствовать о унижении данного человека. Это выражение часто употребляется, когда повествователь хочет напугать народ (израильтян или иудеев), являющийся, по его мнению, невестой или женой Бога, Разгневанный Ягве обнажит половые органы женщины (то есть нации), чтобы другие народы посмеялись над ней. Хотя в Библии и не упоминается то, что в наши дни называют «неприличной наготой», библейское табу, запрещающее обнажать другого человека или смотреть на обнаженное тело, а также предписывающее необходимость прикрывать свои половые органы, по-прежнему бытует среди христиан и иудеев.

    Когда царь Давид послал своих эмиссаров к аммонитам, царь Аннон и его придворные советники заподозрили, что на самом деле люди Давида — военные шпионы, которые должны определить сильные и слабые места столицы, чтобы учесть эти данные при подготовке к атаке. Посланников с позором отправили обратно в Иерусалим. У каждого из мужчин была отрезана половина бороды, а одежда — по линии талии, открывая всеобщему взору половые органы. Это унизительное деяние послужило причиной войны (2 Цар. 10).

    Царь Давид должен был перенести в Иерусалим священный ковчег, превратив, таким образом, политическую столицу в религиозный центр культа Ягве. В обряд внесения ковчега входили церемония принесения жертв и священные экстатические танцы. На Давиде не было ничего, кроме эфо — да — короткого передника, прикрывавшего только часть тела спереди. Царь танцевал «из всей силы» так, что были видны его гениталии. Его первая жена, Мелхола, дочь царя Саула, наблюдая за происходящим, почувствовала себя весьма оскорбленной. Когда Давид в полном восторге вернулся во дворец, она встретила его презрительными словами:

    Поистине отличился царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь и рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек! [2 Цар. 6:20].

    Давид разгневался и в ответ сказал, что семья Мелхолы не смогла удержать трон. Он заявил, что не боится унижения и в следующий раз будет вести себя точно также. С этого момента Мелхолу, скорее всего, изолировали от царя, потому что в тексте сказано, что у нее больше не было детей (2 Цар. 6:23).

    Танец Давида был частью культового ритуала, связанного с ковчегом Завета. Повествователь говорит, что он скакал и плясал пред Господом. Если, как предполагают некоторые ученые, день принесения ковчега в Израиль отмечался ежегодно, можно предположить, что священный танец был частью связанных с этим обрядов, однако свидетельства об Обнажении половых органов были исключены из последующих рассказов.

    В другом повествовании говорится о полном обнажении царя Саула в ходе ритуала, связанного с ягвизмом (1 Цар. 19:18-24). Саул, преследуя Давида, узнал о том, что будущий царь находится в Навафе. Он послал за ним солдат, однако те подпали под воздействие группы пророков, ведомых великим провидцем Самуилом, и не смогли выполнить свою миссию. Вторую и третью партию посланных постигла та же судьба. Тогда Саул отправился в указанное место сам, однако тоже попал под влияние пророка. В экстазе он сорвал с себя одежду и день и ночь пролежал обнаженным.

    Состояние экстаза приписывается Саулу и в другом рассказе. После того, как он был тайно помазан на царство Самуилом, он повстречал группу странствующих пророков (1 Цар. 10:1-13). Чтобы достичь полубезумного состояния, эти служители Бога пользовались арфами, тамбуринами, флейтами и лирами. В наше время уже трудно определить, в какой степени эта трансформация личности связана с ханаанской религией, а в какой присуща культу Ягве.

    Священники-левиты должны были закрывать свои половые органы и носить тканое нижнее белье (Исх. 20:26, 28:42). Почему гениталии должны были быть закрыты во время восхождения священника по ступеням алтаря, неизвестно. Если верхняя одежда священника закрывала его тело от плеч до ног, то для чего же было носить нижнее белье? Неужели же Бога, Которому возносились жертвы на алтаре, можно было оскорбить «видом снизу»? Похоже, никто не знает ответа на этот вопрос, однако совершенно ясно, что это усиление табу, связанного с обнажением половых органов.

    Полное обнажение тела использовалось для драматизации опасности брачных союзов между иудеями и чужеземцами. Это были акты, которые в наше время называются «публичным протестом». В последней четверти VIII века до н. э. несколько маленьких государств заключили между собой союз, чтобы противостоять давлению со стороны Ассирии и не платить ей налогов. Иудейский царь Езекия хотел присоединиться к бунтовщикам, однако пророк Исаия был убежден в том, что Ассирия подвергнет их уничтожению. Чтобы наглядно продемонстрировать, какая судьба постигнет всякого, кто осмелится противостоять Ассирии, он стал дефилировать по улицам Иерусалима обнаженным (Ис. 20). Этот его поступок никак не осуждается. Скорее всего, он не нарушил никакого табу, поскольку пророки, действовавшие, как считалось, по божественной воле, представляли собой особую категорию и их ненормальные с точки зрения обычного человека действия связывались в сознании людей с их призванием.

    Предупреждения о наказании часто содержат угрозу обнажения интимных мест. Поскольку Осияй следующие пророки изображали израильский и иудейский народы как жен и невест Ягве, нарушивших брачные обеты, они угрожают неверным потерей независимости, уподобляя ее обнажению женских половых органов (Ос. 2:3-10). Этот образ может быть применен и к другим народам. Исаия (47:3) угрожает обнажением Вавилону, а Наум (3:5) высмеивал ассирийцев после разрушения Ниневии мидийцами и вавилонянами, обещая, что половые органы города будут выставлены всем напоказ.

    Один забавный эпизод, связанный с наготой, отражен в Евангелии от Марка. После ареста Иисуса стражи поймали также неизвестного молодого человека, на котором была только одна рубашка. Оставив рубашку в руках воинов, он убежал от них голым (Мк. 14:51). Ученые пытаются разгадать, кто же это был и почему этот рассказ включен в книгу, однако к удовлетворительным выводам они так и не пришли (существует версия, что это был сам евангелист Марк. — Прим. пер.). Никакого осуждения наготы молодого человека в библейском повествовании нет.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...