• ДИСЦИПЛИНА БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

    Июль 15, 2016 Нет комментариев

    Сейчас мы подошли к обсуждению очень важной проблемы дисциплины и чувства собственного достоинства. Вредит ли наказание, в частности физическое, чувству собственного достоинства ребенка? Ответ на этот вопрос всецело зависит от того, как и для чего родители наказывают ребенка. Вопрос не в том, «шлепать или не шлепать», а в том, «как и для чего? *. Я говорил об этом в своей книге Не бойтесь наказывать,1 но я думаю, что есть смысл повторить здесь эту тему в контексте обсуждения са — мовосприятия ребенка.

    Шлепки являются достаточно эффективным инструментом воспитания, если только их правильно применять, и я настоятельно призываю время от времени применять их по отношению к юному поколению. Однако, как и любой другой инструмент, этот метод может использоваться как правильно, так и неправильно. Эффективность телесных наказаний не дает нам никакого права вымещать свои разочарования и беспокойства на ребенке. Его ошибки, непреднамеренные проступки и чисто детская безответственность не могут служить основанием для такого наказания. Вы также не имеете ни малейшего права наказывать его в присутствии посторонних или относиться к нему с неуважением. Мне довелось консультировать одну несчастную девочку-подростка, которую суровый отец часто бил в детстве. Однажды, когда она нечаянно обмочила ночью свою постель, он обернул ее голову мокрой простыней и столкнул с лестницы вниз, в туалет. Ей будет очень трудно восстановить адекватное самовосприятие после травм психики, нанесенных отцом. Можно не сомневаться, что такое жестокое, незаслуженное и изощренное наказание только сломало девочку, которая и без того не чувствовала в семье никакой любви к себе. Таким образом, при любом наказании следует избегать психологической травмы.

    Дисциплина и чувство принадлежности

    С другой стороны, разрушить в ребенке чувство уверенности можно, вообще не наказывая его. Когда ребенок понимает, что поступил плохо, например, проявив эгоизм или обидев других людей, он ожидает, что его родители отреагируют адекватно. В конце концов, они являются гарантами справедливости и порядка, которые ценит каждый ребенок. Их нежелание отреагировать рассматривается ребенком как безразличие к нему. Ребенку может показаться, что он недостоин их внимания. Хорошо ли, что любящие родители порой позволяют ребенку поступать неправильно? В Библии, в Послании к Евреям, об этом сказано так: «Если же останетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны» (Евреям 12:8).

    Как это верно! Недисциплинируемый ребенок чувствует себя в доме чужим, несмотря на «любовь» родителей. Стенли Куперсмит, профессор психологии Калифорнийского университета, наблюдал 1738 юношей, имевших нормальное психофизическое развитие. Изучал их жизнь в семьях, начиная с подросткового возраста и кончая юношеским возрастом. Жизнь юношей с положительной самооценкой он сравнил с жизнью людей, имевших неадекватную самооценку. Он обнаружил, что юноши с положительной самооценкой не испытывали дефицита любви и уважения со стороны родителей. Их родители более строго соблюдали дисциплину, и в то же время исследованным семьям была свойственна демократичность. Как только родители определяют допустимые рамки поведения, появляется истинная свобода и стимул развития личности ребенка.

    Слагаемые правильной дисциплины

    Если дисциплина так важна в развитии правильной самооценки, тогда давайте поговорим о ее слагаемых. Если вернуться к шлепкам, то при каких обстоятельствах уместно использовать такую форму дисциплинарного взыскания? Вы не нанесете вреда ребенку, если будете держаться следующих правил. Во-первых, сразу установите границы дозволенного. Объясните ребенку правила игры, до того как он начнет их нарушать. Он должен ясно представлять, что от него ждут и почему. Не должно быть никакой вины, определенной задним чис-

    Во-вторых, ребенок, бросающий вызов родительскому авторитету, не подчиняющийся наставлениям, ожидает от вас ответных действий. Не разочаровывайте его. Оставьте телесное наказание на тот случай, когда ребенок начнет покушаться на ваше право лидера в семье. Эта мера должна стать ответом на открытое и вызывающее неповиновение. Когда имеет место осознанное неповиновение, никакое другое средство дисциплины не является таким эффективным, как телесное наказание. И телесное наказание не должно быть «последним средством», к которому остается прибегать, после того как вы ругались, умоляли, запрещали, ставили непослушного ребенка в угол. К этому средству нужно прибегать сразу же после того, как ребенок втягивает голову в плечи, сжимает свои кулачки и переступает ту черту, которую вы для него заранее прочертили.

    В-третьих, не шлепайте за ошибки и нечаянные проступки. Не шлепайте за то, что ребенок мочится в постель, возится с собакой не вовремя или совершает другие незначительные проступки. Не шлепайте для того, чтобы преподать какой-то урок. Не шлепайте сегодня за то, чего он не сделал вчера. Такое поведение не является осознанным неповиновением, и ребенок только затаит обиду на вас.

    В-четвертых, после того как вы отшлепали ребенка, ему необходимо ощутить вашу любовь. Делайте что хотите, но только раскройте свои объятия, и пусть ребенок прижмется к вам! Скажите ему о том, что любите и почему наказали, и как он сможет избежать наказания в следующий раз. Если же вы будете находиться в состоянии вражды, такого разговора у вас не получится. Понимания и близости нельзя достичь, посылая рассерженного и непослушного ребенка в его комнату в виде наказания. Такое общение возникает только после эмоциональной встряски в результате справедливого телесного наказания, которое не разрушает адекватную самооценку. Справедливое телесное наказание сохраняет в семье любовь, взаимоуважение и единство.

    В-пятых, ваши шлепки должны прекратиться, когда ребенку исполнится восемь или девять лет. Никогда не шлепайте подростка. Поскольку само — восприятие подростка весьма неустойчиво, шлепанье может нанести ему сокрушительный удар.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...