• Центры культа плодородия и Библия

    Январь 27, 2015 Нет комментариев

    Центры культа плодородия и БиблияВ каждой деревне были капища, связанные с культом плодородия. Сейчас уже невозможно установить, какие обряды и ритуалы там отправлялись, однако из проклятий пророков и бесчисленных народных сказаний, нашедших отражение в Библии, можно заключить, что половой акт был частью культа. Эти культовые церемонии были столь торжественными и заметными, что пророк Иеремия мог говорить о том, что в них была вовлечена вся семья. Он утверждал, что «дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам» (Иер. 7:18). Богиней неба была Иштар; ее символом считалась вечерняя звезда, и пирожки, которые пеклись в ее честь, имели форму звезды (Иер. 44:19). Обряды, связанные с этой богиней и с ханаанскими божествами, включали такие символы плодородия, как камень и дерево, которые могут ассоциироваться с родителями (Иер. 2:27). Религиозная церемония включала совокупление. Культовые проститутки обоих полов служили своим богам на этих капищах. Когда верующие совокуплялись с этими культовыми проститутками, они как бы участвовали в акте священного единения с Божеством, стремясь к тому, чтобы оно проявило милость и щедрость, послав хороший урожай. Иеремия утверждал, что евреи — мужчины занимались любовью с этими проститутками на каждом холме и под каждым деревом (Иер. 2:20). Амос проклял мужчину и его сына, которые совокупились с одной и той же культовой проституткой и улеглись спать на священном покрывале (Ам. 2:7-8). Эти капища культа плодородия в каждой иудейской деревне снабжали детей дополнительной информацией по сексуальному поведению.

    Во время религиозных праздников священнослужитель воспроизводит ту или иную религиозную легенду — символически или реалистически. Например, современные иудеи используют символы Пасхи для того, чтобы воспроизвести историю Исхода. В декламации тех или иных пассажей Торы участвуют дети; пища напоминает о скитаниях по пустыне, а взрослые празднуют приход свободы. Христиане воспроизводят распятие и Воскресение. В Страстную пятницу храмы убирают траурной тканью и на службе вспоминается крестная смерть. В Иерусалиме паломники несут тяжелый крест по Виа-Долороза. В пасхальное же воскресенье все преображается. Храм украшен, везде преобладают яркие цвета и символы новой жизни. Всюду разворачиваются пасхальные ярмарки; на службах вспоминается Воскресение. Дети катают пасхальные яйца. Кое-где разыгрывают сцену у пустой могилы, или же несколько женщин рано поутру отправляются на холм с крестом на вершине, чтобы вспомнить утро Воскресения. В древних культах происходило то же самое: жрецы воспроизводили мифы о божествах.

    В ханаанских и месопотамских мифах отражены сексуальные подвиги богов. Насколько достоверно воспроизведены эти сцены во время отправления культа, сейчас уже трудно восстановить. Разумеется, мифы можно было пересказывать или разыгрывать символически.

    Слова ласки и язык любви, которыми пользовались боги — превосходные любовники и сексуальные партнеры — отражены в шумерском и угаритском эпосе. Этот чувственный, теплый и нежный язык совсем не похож на стиль библейской Песни Песней. Считается, что эти же слова использовались во время отправления культов плодородия, чтобы передать все богатство и прелесть взаимоотношений божественных любовников. Песнь Песней, где Бог и словом не упоминается, несомненно, является очень спорной книгой. В иудейский канон она попала потому, что (согласно учению ребе Акибы и его последователей) в ней говорится не о человеческой любви, а о любви Ягве к Израилю. Позднее христианская церковь заявила, что это символ любви Христа к Своей церкви. Достаточно только прочитать эту книгу, держа в уме один из приведенных выше подходов, чтобы убедиться в том, насколько абсурдно это толкование. Некоторые ученые обнаружили параллель между современными сирийскими свадебными песнопениями и Песнью Песней. Вполне возможно, что истоки стихов Песни Песней — в древнем ханаанском культе плодородия и что сирийские свадебные обряды — отголосок тех же древних ритуалов.

    Если язык обрядовых песен культа плодородия в Древнем Шумере или Ханаане или язык Песни Песней отражает то, что говорилось во время религиозных ритуалов в древней Палестине, это может означать, что еврейская молодежь обучалась языку нежности гораздо более эффективно, чем современные подростки, черпающие знания из бульварных газет и фильмов.

    Наконец, в самой Библии отражено богатое сексуальное религиозное наследие древней Палестины. Евреи из пустыни пришли в страну развитой культуры, в которой культ плодородия считался крайне важным для достижения гармонии с окружающей средой. Христианство получило свое развитие в греко-романском мире, весьма богатом на окрашенные в сексуальные тона религии, где были приемлемы самые разнообразные формы сексуального поведения. Конечно, система коммуникации была вовсе не такой, как в современном мире, однако общины были маленькими и даже от случайного наблюдателя ничто не могло укрыться. Только отделившись от общины, изолировав себя на крохотных островках религиозности, древние обитатели Ближнего Востока могли отделиться от влияния нормального, повседневного человеческого поведения.

    Быть несведущим — одно дело, быть невинным — совсем другое. Достоверная и достаточная информация доступна любому члену современного общества; точно так же, только в других контекстах, она была доступна жителю древнего Израиля. Можно поспорить о том, должны ли мы считать установки иудеев и христиан, которые умерли две-три тысячи лет назад, подходящими для последней четверти XX века. Вопрос же о том, должен ли человек признавать, что Библия (в любом составе и в любом переводе) является вдохновленным свыше Словом Божьим, и тщательно следовать всем ее установлениям — это его личное дело. Разнообразие иудейских и христианских организаций и широкий разброс в интерпретации Священного Писания свидетельствуют о том, что единого ответа, который удовлетворял бы всех, не существует. «Правые» от религии могут настаивать на том, что их дети должны получать сексуальное образование только от членов ультраконсервативных lpynn, но ни в коем случае не в общеобразовательных школах. Однако они не имеют права мешать половому просвещению других.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...