• Брак с чужеземцем в библии и Библия

    Январь 30, 2015 Нет комментариев

    Брак с чужеземцем в библии и БиблияВ Библии часто упоминаются браки между евреями и представителями других народов, в том числе и тех, которые служили не Ягве, а другим богам. Однако в большинстве библейских рассказов такие браки осуждаются. Авраам беспокоился о том, что его сын Исаак может жениться на хана — неянке. В поисках жены для него патриарх послал своего слугу в дом Нахо — ра, своего брага. Исаак женился на своей двоюродной сестре Ревекке, которую слуга счел женщиной, подходящей для сына своего хозяина. Ревекка согласилась выйти замуж, даже не видя своего будущего мужа; а когда она все-таки повстречалась с ним, она не дала ему посмотреть на свое лицо, закрыв его покрывалом (Быт. 24). После заключения брачного соглашения он взял ее в свой шатер, где и началась их брачная жизнь.

    Ревекка в свою очередь не хотела, чтобы ее сын Иаков женился на хеттеянке. Она отправила его в дом своего дяди Лавана, где он женился на двух своих двоюродных сестрах, Лии и Рахили (Быт. 27:46-29:30). Эти рассказы свидетельствуют о том, что еврейские браки заключались по патриархальной модели. Так же как основатели веры принимали меры предосторожности против смешанных браков, так и современные иудеи часто защищают свое наследство, заключая браки только в пределах своей религиозной общины.

    Однако далеко не каждый иудей придерживался этих традиций. Исав женился на хананеянках (Быт. 36:2). Иосиф (Быт. 41:45) и Моисей (Исх. 2:21) тоже взяли себе в жены чужеземок. Когда Самсон выразил свое желание жениться на филистимлянке, его родители воспротивились, но безуспешно (Суд. 14). Эти немногие примеры смешанных браков ключевых персонажей Библии, возможно, свидетельствуют о том, что в реальности такие союзы встречались гораздо чаще.

    Самым злостным нарушителем установления о браке внутри своей общины был Соломон. Несмотря на то что авторы Второзакония, которые систематизировали разрозненные записи в начале VI века до н. э., утверждали, что «возлюбил Соломон Господа» (3 Цар. 3:3), они могли также заметить, что он нарушал предписания Ягве.

    И возлюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам». К ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его [3 Цар. 11:1-4].

    Эти записи свидетельствуют о том, что Соломон построил капища для этих чужеземных божеств и активно участвовал в отправлении их культов. Именно за это отступничество, а не за количество жен и наложниц царь и подвергся осуждению.

    Брачные союзы Соломона имели политическое и общественное значение. С политической точки зрения они связывали израильский двор со знатными родами Ханаана и царскими дворами и аристократией других соседских народов. С социальной точки зрения бесчисленные жены и наложницы свидетельствовали о мужской силе царя, что имело большое значение для благосостояния нации. Сильный царь представлял сильный народ. Библейские авторы сделали Соломона примером той опасности, которую влечет за собой отпадение от национальной религии, явившееся результатом брачных союзов с чужеземными женщинами.

    В период после Исхода (V векдо н. э.) Неемия и Ездра с новым рвением взялись за проблему смешанных браков. Неемия требовал от жителей Иерусалима принести клятву не отдавать своих дочерей замуж за чужеземцев и не брать в жены своим сыновьям представительниц других народов (Неем.10:30). Он понял, что смешанный брак способствует вульгаризации иудейского языка и ослаблению веры (Неем. 13:23 и далее). Ездра в своих требованиях пошел еще дальше. Он потребовал расторжения уже существующих браков с чужеземками (Ездр. 10:11). Большинство ученых убеждены в том, что история Руфи была придумана в это самое время в качестве контраргумента против запросов Неемии и Ездры. Моавитянка Руфь вышла замуж за Вооза, который был иудеем, и от этого союза пошел род царя Давида. Если самый знаменитый царь Израиля произошел от смешанного брака, значит, не так-то это и плохо!

    Предостережения против опасности союза с чужеземной женщиной встречаются в книге Притчей (2:16; 5:3-22 и т. д.). Иностранки почему-то привлекали еврейскую молодежь и служили, таким образом, угрозой их нравственности.

    Первые христиане также стремились защитить чистоту веры. Апостол Павел запретил брак с неверующими. В своем кратком письме, которое сегодня именуется Вторым посланием к Коринфянам, он писал:

    Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром [Сатаной]? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого [2 Кор. 6:14-16].

    Павел подкрепил свое заявление несколькими цитатами из Ветхого Завета, в том числе и заповедью, которая в его интерпретации звучала как требование отделения христиан от неверующих. В том случае, если христианин вступал в брак с неверующим и партнер-«язычник» не хотел расторгать брак, Павел считал, что супружеские отношения должны продолжаться.

    Ибо неверующий муж освящается женою (верующею) и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? [1 Кор. 7:12-16]

    Позднее автор Первого послания Петра (3:1-2) советовал жене, желающей обратить своего мужа в христианскую веру, проявлять терпение, строгость и благоговение.

    Учение первых христиан отражает идею данной свыше веры, отделяющей верующих от неверующих, которые могут запятнать чистоту христианина. Мистическое возвышение неверующего, о котором говорит Павел, предполагает, что любой «язычник», хочет он этого или нет, причастен к вере в неком духовном осмосе.

    Важность внутриконфессионального брака признается до сих пор. Для того, чтобы раввин или священник освятил брак между представителями разных конфессий, один из партнеров в большинстве случаев должен пройти через своего рода церемонию обращения и иногда даже дать согласие воспитывать детей в вере супруга. В иудейских и христианских общинах страхи, связанные со смешанными браками, до сих пор не искоренены. Смешанный брак разрушает привычные религиозные модели и, следовательно, ослабляет единство веры. Кроме того, происходит смешение мышления истинного верующего с «языческими» идеями или с тем, что так или иначе искажает так называемую истину. Такой союз с религиозной точки зрения не будет благословлен Богом. Все эти опасения связаны с крепостью веры, с убеждениями истинного верующего и с верой, в которой будут воспитаны дети. Большинство либеральных протестантских священников благословляют браки между представителями разных ветвей протестантской церкви. Необходимость консультаций и инструктирования по вопросам религии зависит от величины разрыва между двумя конфессиями. Большинство консервативных христиан настаивают на том, чтобы оба супруга исповедовали «истинную веру». Католические священники не венчают пары, если один из партнеров хочет оставаться иудеем, атеистом или протестантом. Иудейские священники, за редким исключением, тоже не поженят иудея с неиудеем.

    Проблема браков между представителями разных рас в больших городах стала менее острой, однако в провинции, где духовенство до сих пор остается консервативным, она по-прежнему является весьма болезненной. Солдаты и офицеры, воевавшие в Корее, Вьетнаме и Японии, привезли себе оттуда жен. По мере роста самосознания чернокожих увеличилось число браков между чернокожими и монголоидными и между чернокожими и белыми. После отмирания домашнего и школьного расизма дети и взрослые различного расового, национального, этнического и религиозного происхождения оказались в единой социальной ситуации. К моменту поступления в колледж многие молодые люди имеют друзей из этих групп и смешанный брак уже считается вполне естественным.

    Однако старые предрассудки умирают долго. Беспокойство родителей о физическом облике детей от смешанного брака (которые могут быть очень красивыми), отвращение обывателей к поцелую черного с японкой или кореянкой или китайца с белой женщиной все еще превалируют. Некоторые священники относятся к бракам между представителями разных рас столь же нетерпимо, как и к бракам исповедующих разные веры. Несмотря на то что партнеры могут принадлежать к одной конфессии, священники настаивают на том, что у их детей будут проблемы с адаптацией в обществе. Павел мог писать о единстве веры в Христа, когда не будет ни рабов ни свободных, ни иудеев ни неиудеев (Гал. 3:28), однако расовый и религиозный фанатизм до сих пор весьма распространен среди консервативных религиозных групп.

    Множество молодых людей, отвергнутых своими собственными религиозными группами, обращаются за поддержкой в местные юридические органы или в религиозные организации типа Американского этического союза. Лидеры этих групп не требуют от пары приверженности определенной религиозной системе или догме. Они отвечают на просьбу о помощи, выражая общественное одобрение тому обету любви, который двое молодых людей дают друг другу. Кроме того, они не стремятся обратить кого бы то ни было в свою веру, делая упор не на завоевание новообращенных, а на достижение человеческого счастья.


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы: