• Адаптированная методика «Шкала жизненных событий, вызывающих стресс»

    Август 03, 2016 Нет комментариев

    В связи с широким внедрением социально-психологической службы в учебных заведениях различного типа, а также благодаря удобству использования обсуждаемой методики в условиях общеобразовательной школы стало целесообразным уменьшение шкалы стрессоров до 10 баллов. В результате подсчета среднего арифметического баллов, присвоенных жизненным событиям подростками из вышеназванной выборки опрашиваемых, первые 3 стрессора, которые имели соответственно 98, 95, 92 балла, получили оценку 10. Стрессор «Развод или разъезд родителей», оставшийся на четвертом месте, получил 9 баллов. Фактор «Арест или факт задержания милицией», имевший в американкой методике оценку «85», исходя из данных опроса отечественной выборки получил 7 баллов и т. д.

    Указанное выше количество баллов было получено на основании вычисления соответствующих пропорций и сравнительного анализа результатов эксперимента с одними и теми же учащихся с использованием формулы ранговой корреляции Спирмена и с последующей обработкой результатов в компьютерной программе «Excel». Далее с учетом различных интервалов сравнение проводилось с использованием критерия /2 между общими показателями выборки 1013 испытуемых, участвовавших в констатирующем этапе исследования, и выборкой из 268 подростков, учащихся V-IX классов СШ №176 г. Минска и СШ №2 г. Солигорска. На основании полученных результатов, установлено, что различия в представленных трех интервалах по результатам диагно — ( жки учащихся оказались существенными (р<0,01). В ходе проведения адаптации «Шкалы…» был отмечен интерес подростков к итогам диатостики. Учащихся различных школ в большей мере интересовал один иипрос: «Есть ли разница между нами и американскими подростками?» Наряду с этим методика позволила подросткам понять, что причиной стресса является не отдельное событие, а комплексное воздействие различных факторов. Констатируем, что в подростковом возрасте в качестве осознаваемых факторов выступают стрессоры микросреды (жизненные события, происходящие в семье, школе и общении со сверстниками), обусловленные значимостью взаимоотношений подростка с учителями, родителями и сверстниками.

    Параллельно с адаптацией «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс», с целью усиления валидности методики, проводилось пикетирование 116 учащихся IX классов СШ №3 г. Солигорска. Анкета и виде направленного опроса была составлена для выявления осознаваемых подростками стрессоров, реакций на них, применяемых учащимися способов преодоления факторов стресса и самооценки )Моционального состояния. Выявленные с помощью анкеты стрессоры юпоставлялись со стрессорами, названными в «Шкале…». Учащимся предлагалось назвать факторы стресса, наиболее значимые для них («Какие проблемы (жизненные события) вызывают у Вас стресс (напряжение)?»). После этого испытуемый оценивал эмоциональное состояние, которое он испытывал после того, как с ним происходило жизненное событие, вызывающее напряжение («Что Вы чувствуете, когда с Вами происходит жизненное событие, вызывающее напряжение?»). После оценивания своего эмоционального состояния учащимся предлагалось указать, каким образом они преодолевают те трудные жизненные события, которые происходят с ними («Что Вы делаете, когда с вами происходит стрессогенное жизненное событие (вызывающее напряжение)?»). В основу создания анкеты была положена идея Р. Лазаруса [93] об аналитической единице преодоления-эпизоде, структура которого описывается им как последовательность кратковременных событий, начинающихся с воздействия стрессора и его оценки, сопровождающихся эмоциями и адаптивными реакциями и завершающихся переоценкой стрессора. Для валидизации анкеты ее результаты были сопоставлены с результатами «Шкалы жизненных событий, вызывающих стресс» с применением метода экспертных оценок, основой которого является «проведение экспертного опроса и получение экспертных оценок специалистов» [157, с.119]. Обоснованию целесообразности применения экспертных методов при проведении психолого-педагогических исследований посвящено значительное количество работ, среди которых можно выделить публикации С. Д. Бешелева [12], В. С.Черепанова [175], П. В.Шошина [182] и других. Под экспертизой понимается совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме суждения об исследуемом объекте и в форме его оценки. Метод экспертных оценок детально разработан в социологии и представляет собой заслушивание и фиксацию в содержательной и количественной форме суждений экспертов по решаемой проблеме. Обобщенное мнение группы экспертов принимается к. ж решение проблемы. Виды метода экспертных оценок различают в зависимости, во-первых, от способов взаимодействия организаторов экспертизы с экспертами и, во-вторых, от способа обработки информации, получаемой от экспертов [110]. Положительная экспертная оценка составленной анкеты была дана в процессе очной встречи группы экспертов в составе трех кандидатов наук-специалистов в области педагогической психологии. Экспертами было отмечено соответствие принципа построения анкетных вопросов и методологической основы исследования, а именно когнитивного подхода. По итогам экспертизы был составлен отчет, отразивший обобщенное мнение экспертов.

    Проанализируем полученные результаты с целью уточнения осознаваемых подростками стрессоров. Сопоставление стрессоров, названных в процессе анкетирования и выполнения методики «Шкала…» реализовывалось параллельно с определением эмоционального состояния подростков и способов преодоления ими стрессогенных факторов. Ответы учащихся на первый вопрос анкеты показали значительные отличия в количестве названных стрессогенных жизненных событий, относящихся к стрессорам микросреды (115, что составило 79,31%), относительно стрессоров макросреды (24, что составило 16,5 5%) и внутренних стрессоров (6, что составило 4,14%). Многие подростки испытывали трудности в определении жизненных событий, вызывающих у них стресс, а некоторые вообще сдали незаполненные опросные листы. Учащиеся отметили большое разнообразие стрессоров. Для подростков в качестве осознаваемых выступили следующие факторы: «Трудности в учебе» (49), «Плохие отметки (неуспеваемость)» (24), «Взаимоотношения со сверстниками» (17), «Взаимоотношения с родителями» (17), «Проблемы на уроках» (12), «Любовь» (10), «Взаимоотношения с учителями» (10), «Материальные проблемы» (10), «Смерть близкого человека» (8), «Напряженность, связанная с мыслями о будущей работе» (5), «Непонимание окружающих» (4), «Страх плохо устроиться в жизни» (4), «Собственное здоровье» (4), «Болезнь родителей» (3), «Мысли об окончании школы» (3), «Настоящее время» (3), «Взаимоотношения с братом, сестрой» (3), «Ложь окружающих» (2), «Игра (автоматы, тотализатор)» (2), «Чувство одиночества» (2), «Мысли об армии» (2), «Достижения в спорте» (1), «Мировая политика» (1), «Проблемы в экономике» (1), «Потепление климата» (1), «Скука» (1), «Авария» (1), «Собственная забывчивость» (1), «Свадьба родственников» (1), «Мировая война» (1), «Курение (как вредная привычка)» (1), «Беременность подруги» (1),

    «Зависимость от компьютера» (1), «Неопределенность будущего» (1), «Отсутствие свободы» (1). Исходя из полученных данных была составлена таблица, включающая 13 стрессоров, наиболее значимых для исследуемых подростков (табл. 3).

    Современных подростков волнуют как взаимоотношения с окружающими (родители, учителя, сверстники), личностные проблемы, связанные с настоящим (например, «Игра (автоматы, тотализатор)», «Скука») и будущим (например, «Мысли об армии, окончании школы, о будущей работе»), так и глобальные проблемы («Потепление климата», «Проблемы в экономике»), В качестве факторов стресса учащимися IX классов были названы как отрицательные («Смерть близкого человека», «Болезнь родителей»), так и положительные («Свадьба родственников», «Достижения в спорте») события. Подростки указывали как на собственные проблемы («Болезнь», «Материальные проблемы»), так и на напряжение, возникающее в связи с проблемами близких людей («Беременность подруги»). Обращает внимание на себя и то обстоятельство, что многие подростки в качестве фактора стресса назвали ситуацию зависимости (оттабака, компьютера, азартных игр).

    было выделено 35 осознаваемых, значимых для подростков стрессоров. Между каждой парой факторов были вычислены коэффициенты корреляции, которые представлены в виде матрицы 35×35 (приложение 1, табл. 1). Поскольку для каждого фактора характерно два альтернативных значения (наличие или отсутствие его у учащегося), то в качестве коэффициента корреляции высчитывался тетрахотический коэффициент сопряженности, который в статистической литературе интерпретируется как коэффициент ассоциации Дж.

    Как представлено на рис. 2, полученное значение Тнабл находится в зоне значимости для уровня значимости р<0,05, поэтому полученный коэффициент корреляции значим и подтверждается гипотеза Hj о существенном отличии коэффициента корреляции от нуля. Таким образом, у учащихся экспериментальной группы наблюдается хотя и слабая, но взаимосвязь между фактором «Проблемы, связанные с учебой» и фактором «Напряженность, связанная с переживанием чувства любви». В результате была получена таблица статистически значимых коэффициентов корреляции взаимосвязи стрессоров (приложение 1,табл. 3,4). Как видно из таблицы, наиболее сильная взаимосвязь наблюдается между такими факторами, как «Мысли об армии» и «Отсутствие свободы». Следует обратить внимание также на связь (р>0,40) следующих стрессоров: «Скука» и «Страх плохо устроиться в жизни», «Страх плохо устроиться в жизни» и «Собственное здоровье». Аналогичная процедура была проведена и при нахождении коэффициентов корреляции связи способов преодоления подростками воздействия стрессоров на выборке п = 105, где было отобрано 29 различных способов преодоления стресса. Второй вопрос анкеты был посвящен эмоциональным переживаниям, вызванным стрессогенным событием. Необходимо от метить, что некоторые подростки (особенно девочки) называли сразу несколько эмоциональных состояний, которые они испытывали в трудной и напряженной ситуации. Некоторые подростки не справились с заданием и поставили вместо ответа на вопрос прочерк. Один учащийся написал, что он «вообще ничего не испытывает». Эмоциональные состояния, названные подростками, имели различную интенсивность и были направлены как на саму личность, так и на окружающих ее людей, однако всем этим состояниям была свойственна отрицательная окрашенность (табл. 5). По одному разу были названы следующие эмоциональные состояния: «Отчаяние», «Грусть», «Слабость», «Беспокойство», «Стыд», «Растерянность», «Горе». Также один подросток испытывает «смешанные чувства», другой хочет «кого-нибудь побить», а третий переживает «много отрицательных эмоций». Еще один учащийся испытывает «желание покончить жизнь самоубийством». Таким образом, еще раз были подтверждены данные о том, что воздействие стрессоров в большинстве случаев вызывает отрицательное эмоциональное состояние [158].

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...