• Брак мая и декабря и Библия

    Январь 28, 2015 Нет комментариев

    Брак мая и декабря и БиблияБрак, при котором один из супругов значительно старше другого, иногда называют браком мая и декабря. Такие браки часто подвергаются непристойному осмеиванию, что свидетельствует об общественной нетерпимости и предвзятости. Считается, что, если муж старше жены, он будет не в состоянии удовлетворить ее сексуальные нужды, в результате чего она будет искать более молодых партнеров. Если же жена старше мужа, то люди утверждают, что она физически непривлекательна и сексуально несостоятельна. В этих характеристиках есть определенная жестокость, как и во всяком юморе, направленном на то, чтобы «развенчать» определенную группу людей.

    В библейские времена браки между пожилым мужчиной и молодой женщиной не были редкостью, отражая власть и силу мужчины в древнем Израиле. Никаких свидетельств о браках между молодым мужчиной и женщиной старше его нет. Мужчина мог иметь одновременно нескольких жен; женщинам иметь нескольких мужей возбранялось. Женщины выходили замуж молодыми, в то время как мужчины могли жениться в любом возрасте. Наличие или отсутствие любви не учитывалось. Девушка была собственностью отца и находилась в его власти до тех пор, пока он не передавал ее другому мужчине. Эта схема неукоснительно соблюдается до сих пор в некоторых ультраконсервативных иудейских семьях в Израиле и арабских странах Ближнего Востока.

    После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре, которая родила ему шестерых сыновей. Помимо Хеттуры у Авраама было множество наложниц, которые тоже приносили ему детей (Быт. 25:1 и далее). Ученым известно, что библейские авторы, хорошо знавшие лингвистику, пытались связать происхождение различных семитских народов с Авраамом (ср. Быт. 25:12 и далее) и что все это — чистейшей воды вымысел. Однако помимо этого Авраам является образцом иудея. Он выделен среди прочих его соотечественников Богом Ягве, и среди данных ему даров — долгожительство и мужская сила.

    Сколько лет было Аврааму, когда он завел свою вторую семью? Сарра умерла в возрасте 127 лет (Быт. 23:1), а Авраам был на десять лет старше ее.

    (Быт. 19:17). Таким образом, когда Авраам женился на Хетгуре, взял наложниц и стал производить потомство, ему было 137 лет. Поскольку женщина, всходившая на брачное ложе, должна была обязательно быть девственницей, можно заключить, что в тот момент, когда Хеттура стала второй женой Авраама, ей, возможно, не исполнилось еще двадцати лет. Ничто не заставляет предполагать, что она была старой вдовой. Наложницы, которых выбрал себе патриарх, тоже должны были быть молодыми женщинами.

    Брачные договоры заключали представители мужской половины семьи, и этот союз был заключен Авраамом (или его слугой) и отцом или старшими братьями Хеттуры. Авраам должен был заплатить выкуп за невесту (мо — хар), после чего Хеттура стала его женой. Никаких упоминаний о том, что будущие супруги были влюблены друг в друга, как это принято в западной культуре, в Библии нет. Насколько нам известно, такие договоры были широко распространены в древнем мире и отвечали всем критериям общественно приемлемого брака. Целью брака было производство потомства, и женщина могла выполнить свою роль жены только родив детей. Нет никакого сомнения в том, что вся история об Аврааме была придумана для того, чтобы внушить последователям Ятве понятие о прямой связи между верой и преданностью Ягве и обещанием всяческих благ — долгой жизни, сохранения силы в старости и большой семьи.

    Исааку, сыну Авраама, было сорок лет, когда он женился. Его юной и девственной жене Ревекке не исполнилось еще и двадцати. Такие браки считались нормальными (Быт. 25:19 и далее). Из истории двух сыновей Исаака — Исава и Иакова — становится ясно, что Ревекка играла решающую роль в соперничестве, развернувшемся между братьями, когда Исаак состарился. Такую активность могла развернуть только женщина, которая была значительно моложе своего мужа.

    Другим примером брака мая и декабря является брак Руфи и Вооза. Когда Руфь пришла на гумно Вооза и улеглась между его ног, он проснулся и сказал ей: «Благословенна ты от Господа, дочь моя! Это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных, ни богатых.» (Руфь 3:10). Слово «дочь» может означать намерение защитить или же свидетельствовать о разнице в возрасте между Воозом и Руфью. Из этого его замечания ясно, что она была достаточно молода, чтобы привлечь внимание молодых людей. То, что она выбрала Вооза, польстило ему. В конце концов она родила от него сына Овида, который стал дедом царя Давида. Эта история также является религиозным вымыслом, и несмотря на то, что она может в какой-то степени отражать реальное происхождение Давида, она явно написана для других целей. Это аргумент в пользу левирата и вызов таким иудеям, как Ездра и Неемия, которые во времена после Исхода выступали против браков иудеев с представителями других народов. Основной упор здесь делается на то, что от брака между моавитянкой и евреем начался род царя Давида.

    Брак Давида и Вирсавии, который начался как прелюбодеяние, тоже, по всей видимости, был браком мая и декабря. Когда Давид впервые повстречал Вирсавию, ему было по крайней мере за сорок, а может быть, уже и все пятьдесят. Вирсавия же, жена одного из солдат Давида, была молодой. Скорее всего, ей вот-вот должно было исполниться двадцать. Несмотря на то, что история с их браком вышла некрасивой — достаточно вспомнить только убийство Урии, мужа Вирсавии, — брак этот был весьма успешным. Первый их ребенок умер, однако второй, Соломон, при помощи Вирсавии и Нафана утвердился на троне после смерти Давида и успешно миновал все подводные камни дворцовой интриги. Похоже, Вирсавия была близка к Давиду даже в старости, когда он уже стал дряхлеть. Библия, описывая этот период его жизни, из всех жен упоминает только ее (1 Цар. 1-2), несмотря на то, что до Вирсавии у Давида было около двадцати жен и наложниц. Попытка помочь Давиду сексуально самоутвердиться с помощью Ависаги, сунамитской красавицы, не удалась, потому что к этому времени Давид уже стал импотентом.

    В нашем современном обществе браком мая и декабря называется такой брак, в котором разница в возрасте партнеров составляет двадцать или более лет. Возраст старшего партнера может колебаться между пятьюдесятью и восемьюдесятью пятью; младшего — между восемнадцатью и сорока. Отношение окружающих к таким союзам бывает самым разным. Некоторые называют их непристойными и находят псевдопсихологические объяснения в подтверждение своей позиции. Она (если она моложе) ищет человека, который заменил бы ей отца или (если она старше) сына. Он (если он старше) — просто-напросто «грязный старикашка», страдает «комплексом дочери» или (если он моложе) «комплексом матери». Эта популярная теория «комплексов» предполагает, что человек вступает в брак с родителем или ребенком, что может быть истолковано как своего рода перевернутый эдипов комплекс. Ярлыки «грязный старикашка» (или «грязная старуха») подразумевают, что в отношениях есть нечто похотливое или развратное. Кроме того, всегда высказываются предположения, что молодая невеста человека в возрасте выходит замуж за «денежный мешок», или ради чувства безопасности, или потому, что более молодой партнер имеет тот или иной недостаток и не может рассчитывать на то, чтобы «подхватить» кого-то помоложе, или потому, что его привлекает власть, мудрость или сила более опытного партнера и т. д. Тот же, кто старше, пытается восстановить его (или ее) молодость, остановить старение, вертится вокруг молоденьких тел и так далее, до бесконечности.

    Достаточно интересен тот факт, что подобные пары выглядят вполне счастливыми и заявляют, что любят друг друга. Браки мая и декабря редко распадаются. В такие отношения обычно вступают люди неординарные, что отделяет их от браков между людьми одной возрастной группы. Когда Пабло Пикассо в 1954 году женился на Жаклин, ей было двадцать восемь лет, она была разведена и имела четырехлетнего сына. Ему было семьдесят три, и он вел беспорядочную личную жизнь. Вплоть до самой смерти Пикассо, в 1973 году, они страстно любили друг друга. Созданные им за двадцать лет брака картины, по мнению критиков, являются «нежными и страстными посланиями». Было что-то, что сделало этот союз таким богатым и прекрасным — что-то, что привнес каждый партнер. Члены других «неравных браков» говорят о глубине любви, которая объединяет их, о силе взаимоотношений и о росте индивидуальности каждого партнера. Эта тема еще ждет своих исследователей.

    Чаще всего публика узнает о браках мая и декабря, когда один из партнеров является известным человеком. Подобные браки между кинозвездами — от Чарли Чаплина до Фреда Астера — привлекают всеобщее внимание. Правительственные чиновники (Стром Тюрмонд, например), которые женятся на молоденьких девушках, упоминаются в новостях и светских журналах. Публика следит за жизнью пары, пытаясь выявить все возможные проявления страсти или разочарования.

    В большинстве случаев, когда женятся неизвестные широкой общественности люди, браки мая и декабря не привлекают внимания. Корень их проблем — в осуждении со стороны членов семьи и знакомых. Родители могут стремиться отгородить от этого своих детей, чувствуя, что брак одного из них со значительно более зрелым человеком, чей возраст может даже превышать их собственный, — это нечто неправильное. В какой степени на эти чувства могут влиять эдиповы стереотипы, непонятно. Разумеется, отцы «влюбляются» в своих дочерей, а матери — в сыновей, поэтому любой человек, который забирает любимое дитя из дома, представляет собой угрозу для устоявшейся модели жизни семьи. Но, когда возраст этого человека мало отличается от возраста родителей, относиться к пришельцу как к «сыну» или «дочери» еще труднее.

    Некоторые из этих чувств были отражены в добром комедийном фильме «Гарольд и Мод». Гарольд, молодой человек, не достигший еще тридцатилетнего возраста, влюбляется в Мод, которой вот-вот исполнится восемьдесят. По ходу фильма становится понятно, что у них произошел по меньшей мере один половой акт, который удовлетворил обоих. Мод воспринимает эти отношения гораздо более реалистично, чем Гарольд, и в определенной степени обращается с ним как мать. Однако они наслаждаются обществом друг друга. Когда Гарольд заявляет о своем решении жениться на Мод, его мать приходит в ужас и не соглашается. У приходского священника мысль о том, что подтянутое молодое тело Гарольда и морщинистое, дряблое тело Мод будут соприкасаться друг с другом, вызывает отвращение. Никто не думает о том, что Гарольд и Мод чувствуют друг к другу. Именно так чаще всего и расценивают родители и друзья союз между людьми разного возраста.

    Свойственная молодости самостоятельность и способность молодых людей содержать себя освободила их от традиционной материальной зависимости от семьи. Теперь уже никого не удивляет, если молодые люди 1820 лет живут в своих квартирах, работая на месте, которое сами себе подыскали, заботясь о себе самостоятельно, покупая себе вещи, готовя еду и общаясь с кем им хочется. Они не отчитываются перед своими родителями в том, куда и к кому идут. Не спрашивают у мамы и папы, одобряют ли те их друзей. Они могут переночевать в доме подруги или пригласить ее переночевать к себе. Однако если молодой человек любого пола захочет вступить в брак с партнером значительно старше себя, неодобрение со стороны семьи может стать тяжелым грузом. Очень часто это означает потерю семьи. Родители и другие родственники отказываются признавать такого партнера. На семейных вечерах, где собираются братья и сестры, нашедшие себе супругов приблизительно одного с собой возраста, появление более молодого или более старого партнера не приветствуется. Странная пара попадает в изоляцию. Из-за того, что они не смогли удовлетворить свою семью, такие супруги часто испытывают искреннее чувство вины и утраты.

    Некоторые священнослужители нормально относятся к такого рода бракам. Они охотно выполняют церемонию, не делая различий между этими «чудаками» и любыми другими прихожанами. Но есть и те, которые активно не одобряют такие браки. Им кажется, что в подобных союзах есть нечто противоестественное. Они воспринимают людей как членов возрастных групп. Эта модель отразилась в структуре церкви: группа детей, молодожены, одинокие люди, женатые люди, почетные граждане и вдовы и вдовцы. Существует убеждение в том, что люди, принадлежащие к одной возрастной группе, имеют общие интересы, которые связывают их и отделяют от членов других возрастных групп. От тех, кто так думает, не стоит дожидаться конструктивной помощи.

    Некоторые психотерапевты также зациклены на теориях, которые отражают церковные стереотипы. Они убеждены в том, что, если молодой человек находит себе партнера, который намного старше его, в этом есть что-то не вполне нормальное (хотя и не совсем ненормальное). В особенности это касается тех случаев, когда муж жене (или жена мужу) годится в родители. Вместо того чтобы сосредоточиться на проблеме разрыва с семьей, которая причиняет боль одному из членов такой «неравной» пары, они предпочитают въедливо допытываться, что именно привело этих людей друг к другу. Почему молодая девушка стремилась найти старшего партнера? Почему он искал именно молодую невесту? Почему они не нашли никого в своей возрастной группе? Это предполагает, что каждый из партнеров целенаправленно искал человека из другой возрастной группы. Такие психологи вряд ли помогут — они, скорее, добавят новые проблемы и без того отягощенным ими двум людям.

    С другой стороны, существуют психотерапевты, священники и родственники, которые желают лучшего двоим влюбленным. Они помогают им осознать себя, развить жизненные модели, которые укрепят и усилят отношения, и предлагают свою поддержку в будущем. В союзах такого рода Библия играет очень незначительную роль. Те же, кто пытается пользоваться Библией как аргументом против браков мая и декабря, полностью игнорирует тот факт, что в библейских браках возраст (в особенности возраст женщины) не играет никакой роли.

    Внимание!



    Загрузка...


    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцените статью первым!)
    Loading...Loading...

    Похожие материалы:

    Загрузка...